- Выступление научного руководителя на защите диссертации
- Зачем нужен куратор, и как извлечь из общения с ним максимальную пользу
- Идеальный научный руководитель: какой он?
- Как выбрать научного руководителя
- Как назначается научный руководитель
- Как поменять научного руководителя
- Как правильно общаться с научным руководителем
- Какова роль научного руководителя (консультанта)?
- Критерии выбора научного руководителя
- Обязанности научного руководителя
- Понятие научного руководителя
- Последствия смены научного руководителя
- Процедура смены научного руководителя
- Требования к научному руководителю кандидатской диссертации
- Требования к научному руководителю по написанию кандидатской диссертации
- Услуги научного консалтинга полного цикла
- Чем отличается научный руководитель от научного консультанта
- Отзыв научного руководителя на кандидатскую диссертацию
Выступление научного руководителя на защите диссертации
После представления аспирантом своего научного труда и его ответа на вопросы, выступает куратор диссертанта. Он дает характеристику соискателю как претенденту на роль ученого, рассказывает о его отношении к работе над диссертацией, дает оценку его личностных качеств.
Цель выступления куратора — дать объективную оценку результатам проведенного под его руководством исследовательской работы и обосновать, почему он считает возможным рекомендовать диссертацию к защите.
Зачем нужен куратор, и как извлечь из общения с ним максимальную пользу
От правильного выбора наставника зависит эффективность подготовки вашей кандидатской диссертации. Хороший руководитель будет мотивировать своего подопечного и оказывать ему психологическую поддержку.
Функции руководителя:
- помочь с выбором темы и составлением плана;
- подсказать, где найти необходимую информацию;
- поделиться опытом по планированию исследовательской работы;
- дать советы по подготовке к защите;
- оказывать необходимую помощь на протяжении всего процесса работы.
Чтобы извлечь максимум пользы от общения с куратором, к каждой консультации следует тщательно готовиться. Выпишите себе все вопросы, которые собираетесь задать. Продумайте заранее, в какой помощи вы нуждаетесь, о чем можно попросить. Тогда ваши встречи будут продуктивными и не займут много времени.
Идеальный научный руководитель: какой он?
Диссертант обязан ежемесячно отчитываться своему научному руководителю о проделанной работе и обсуждать полученные достижения в экспериментальной части исследований.
Основные характеристики хорошего куратора – это:
Хороший научный руководитель обязан своевременно изменять задачи на нескольких этапах ее написания. Сначала куратор и подопечный составляют план работы над диссертацией, уточняют актуальность выбранной тематики по разным источникам и прорабатывают список рекомендованной литературы.
Ошибки и недостатки диссертации должны выявляться постепенно. В процессе написания, руководитель анализирует и обобщает полученные результаты исследований, согласовывает с диссертантом композицию и стиль оформления работы.
Как выбрать научного руководителя
Выбор наставника — ответственный шаг для аспиранта, так как общаться с ним придется на протяжении всего времени учебы и написания диссертации.
- Шаг 1. Определитесь с тематикой кандидатской диссертации. Проще всего продолжить и развить тему, начатую в магистерской диссертации.
- Шаг 2. Выясните, на каких факультетах и кафедрах, в каких научных подразделениях готовят аспирантов по интересующему вас профилю. Ознакомьтесь с преподавательским составом, с их исследовательской деятельностью, с темами диссертаций, которые они курировали.
- Шаг 3. На основании собранной информации выберите потенциального куратора.
- Шаг 4. Свяжитесь с ним или руководителем подразделения. Желательно сделать это в письменном виде, подробно описав ваши научные интересы и просьбу на согласие быть вашим руководителем.
Как назначается научный руководитель
Утверждение консультанта и темы работы осуществляется Советом выбранного учебного заведения.
Список документов, предоставляемых магистрантом или аспирантом.
- Заявление соискателя, составленное по установленному образцу
- Протокол обсуждения вопросов членами кафедры
- Выписка из решения, принятого советом
- Письменное согласие научного руководителя, список его опубликованных монографий и других работ (необходим опыт руководства над написанием диссертации)
После рассмотрения документации, пакет направляется проректору. Срок вынесения решения о назначении научного руководителя и утверждение выбранной тематики – три месяца после зачисления в аспирантуру или магистратуру.
Примечание. Проделанная работа с диссертантом документируется и в указанные сроки предоставляется Ученому Совету и проректорам.
Как поменять научного руководителя
Если научный руководитель в чем-то не устраивает диссертанта, его можно поменять.
Иногда возникают ситуации, когда проблемы между руководителем и аспирантом мешают последнему качественно и в срок завершить научно-исследовательскую работу. А ведь он пришел в аспирантуру с определенной целью.
Как правильно общаться с научным руководителем
Правильное общение со своим куратором состоит в выработке грамотной стратегии, которая поможет избежать двух крайностей:
- Постоянно согласовывать с ним каждый шаг, ничего не предпринимая самостоятельно, требовать к себе повышенного внимания.
- Полностью отказаться от помощи, стараясь всю работу провести самостоятельно.
Необходимо помнить, что преподаватель не должен выполнять вашу работу по написанию диссертации. И в то же время своевременные консультации помогут избежать множества ошибок и бездарной потери времени, ведь ваш наставник более опытен в написании научных трудов.
Соблюдайте в общении определенную субординацию. Не надо бесконечно названивать руководителю, тем более в выходной день или неурочный час. Заранее согласуйте с ним возможное время звонков и личных консультаций. Старайтесь придерживаться составленного плана и предоставить готовую работу своевременно, чтобы у куратора была возможность вдумчиво изучить диссертацию и внести необходимые коррективы.
На консультации приходите подготовленным, с заранее составленным списком вопросов, требующих решения. Так вы сэкономите время и получите от встреч наибольшую эффективность. Не забывайте благодарить преподавателя за уделенное вам время, поздравлять с праздниками.
Какова роль научного руководителя (консультанта)?
Роль научного руководителя (консультанта) в подготовке аспирантами и докторантами диссертаций хорошо известна. Однако ее выполнение – процесс достаточно сложный. У нас сложились определенные правила этой научной и организационной деятельности. Конечно, они индивидуальны. Назовем те, которым мы следуем в работе с аспирантами и докторантами.
1. Глубокое уважение мнения аспиранта и докторанта – с момента знакомства и до защиты диссертации.
2. Оказание всяческой помощи в глубоком осмыслении темы диссертационного исследования.
3. Работа по совместно определенному плану, который должен быть максимально детализирован и конкретизирован по времени, что способствует дисциплине, самоорганизации и научного руководителя (консультанта), и его подопечного.
4. Текущие (вне регламентации) рабочие взаимоотношения, где инициатива в большей мере за аспирантом, докторантом.
5. Практическая помощь в формулировании положений, выводов, в научном представлении факта (документа) и его осмыслении.
6. Передача своего опыта поиска материалов.
7. Выработка у аспиранта умения правильно оформлять научный аппарат, уважительного отношения «к точкам и тире».
Наверное, круг наших правил существенно шире, но, как представляется, мы назвали наиболее важные.
Каждый ученый заинтересован в том, чтобы создать свою научную школу, подготовить кандидатов и докторов наук.
Есть и иная заинтересованность – за аспиранта (докторанта) научному руководителю (консультанту) положены 50 учебных часов; преподаватель и научный сотрудник, не занятый на преподавательской работе, чтобы получить ученое звание профессора, должны иметь определенное число подготовленных кандидатов и докторов наук.
Согласно новому Положению о присвоении ученых званий, звание профессора по кафедре может быть присвоено докторам наук, если, выполняя необходимые требования, они подготовили, будучи научными руководителями или научными консультантами, как правило, не менее двух учеников, которым присуждены ученые степени.
Ученое звание профессора по специальности может быть присвоено докторам наук, подготовившим в качестве научных руководителей или научных консультантов, как правило, не менее пяти учеников, которым присуждены ученые степени. В условиях научных учреждений добиться этого не так просто в силу того, что многие из них не имеют государственной квоты на штатную подготовку аспирантов, а в тех, которые все же готовят специалистов высшей квалификации, квота на аспирантов небольшая. И все же эти стимулы в работе с аспирантами и докторантами стоят не на первом месте.
Главное – это создание ученым вокруг себя научной школы, проявление заботы о формирующемся ученом. Есть что-то общее в чувствах матери и отца, воспитывающих своего ребенка, продолжателя рода, и чувствах научного руководителя (консультанта), готовящего свою научную смену.
Наверное, роднит их и то, что родители хотят дать своим детям более высокое образование, чтобы они не только «догнали», но и «перегнали» их, а ученые заботятся о том, чтобы их ученики превзошли их на научном поприще.
Мы упомянули понятие «научная школа». Применительно к научному руководителю его можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, это объединение начинающих ученых для исследования научной проблемы, которой занимается научный руководитель (консультант). Во-вторых, это подготовка кандидатов и докторов наук, исследовательские интересы которых отличны от интересов их научного руководителя (консультанта).
Ученый не может быть научным руководителем по темам, по которым он не имеет глубоких специальных знаний. Можно найти объяснение тому, что отдельные ученые руководят аспирантами по разным научным специальностям. Скажем, доктор исторических наук готовит кандидатов наук не только по всем историческим специальностям, но и по философии, культурологии, экономике. Но все же это исключения из правил.
Научный руководитель должен иметь глубокие научные знания по своей специальности, обладать богатым опытом научной работы, ее организации. Конечно, научный руководитель не может знать в тонкостях исследуемую аспирантом научную проблему, но понимать, представлять себе пути научного поиска должен.
Само собой разумеется, научный руководитель должен быть для своих учеников примером и в науке, и в личной, и в общественной жизни.
Видимо, здесь уместно сказать о взаимоотношениях, взаимодействии соискателя (аспиранта) и научного руководителя.
Нам представляется важным первое знакомство с аспирантом. Нет, мы не позволяем себе вторгаться в его личную жизнь, но научному руководителю просто необходимо понять, что и как он знает, какую оценку дает общественным явлениям, как он представляет проблемы, которые составят круг его научного поиска. Мы не хотим подстраиваться под политические и иные позиции аспиранта, не хотим навязывать ему свои взгляды, но должны понимать его позиции, предельно корректно относиться к тому, в чем у нас есть расхождения.
Научный руководитель должен учить.
Учить – как? Сложно дать однозначный ответ.
Не будем обобщать, но нередко отношения научного руководителя и аспиранта строятся на неправильной основе. Научный руководитель нередко «бегает» за аспирантом, добивается от него разделов, утверждает невыполненный индивидуальный план аспиранта, а на завершающем этапе становится соавтором своего подопечного.
Работа с аспирантом сугубо индивидуальна. Она приносит нужные плоды, если есть взаимопонимание. Научный руководитель помогает аспиранту понять проблему, дать ей научное толкование, получить необходимые знания и навыки исследовательской работы, написания научных статей.
Стиль, методы работы научного руководителя с аспирантом могут быть самыми разными. Конечно, нужна требовательность. Наша позиция – диссертация нужна аспиранту, а научный руководитель должен всячески помогать, быть советчиком тогда, когда в нем нуждаются. Поэтому наш порядок был таким: набросок мыслей, часть параграфа, тезисы аспирант дает, например, во вторник, а в четверг получает ответ, правку, внесенную в текст, наши соображения и резюме.
Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации установлено, что научный руководитель из числа докторов наук или профессоров утверждается ректором высшего учебного заведения или руководителем научного учреждения, организации каждому аспиранту одновременно с его зачислением в аспирантуру. В отдельных случаях по решению ученых советов высших учебных заведений или научно-технических советов научных учреждений, организаций к научному руководству подготовкой аспирантов могут привлекаться кандидаты наук соответствующей специальности, как правило, имеющие ученое звание доцента. Аспирантам, выполняющим научные исследования на стыке смежных специальностей, разрешается иметь двух научных руководителей или руководителя и консультанта, один из которых может быть кандидатом наук. Этим же положением определен порядок назначения научных консультантов по докторским диссертациям.
Таким образом, научными руководителями могут назначаться ученые, имеющие глубокие знания, и прежде всего методологического характера, обладающие большим опытом.
Научный руководитель утверждается практически сразу после поступления человека в аспирантуру. Это важный вопрос, как для диссертанта, так и для кафедры. От правильного подбора научного руководителя зависят работа аспиранта над диссертацией, ее конечный результат. Немаловажное значение имеет психологическая совместимость этих двух людей. Конечно, научный руководитель подбирается с учетом темы диссертационного исследования. Как правило, подбор научного руководителя осуществляет кафедра. Но не исключено (и это очень важно), что сам аспирант предложит научного руководителя. Бывают случаи, когда аспирант приходит со «своим» научным руководителем. Таков же принцип подбора научного руководителя соискателя, прикрепляющегося к кафедре.
Существует практика, когда научные руководители подыскивают потенциального аспиранта, максимально помогают ему в выборе темы и поиске источникового материала, в разработке темы.
Для аспиранта (соискателя) ценность научного руководителя – в возможности постоянно получать консультации, советы, рекомендации, совместно экспериментировать. Аспирант (соискатель) должен, воспользовавшись возможностью, «эксплуатировать» научную эрудицию, знания, опыт научного руководителя, а не надеяться на то, что тот его вытянет на защите диссертации.
В свою очередь, долг научного руководителя – помочь аспиранту (соискателю) приобрести навыки исследователя, с глубоко научных позиций изучить тему, вникнуть в ее теоретические и практические аспекты, определить новые грани ее изучения, выявить тенденции, закономерности развития исследуемого явления, помочь максимально расширить источниковую базу и использовать ее для раскрытия научной темы. Поэтому, как нам кажется, научный руководитель и аспирант (соискатель) должны постоянно контактировать, вести научные дискуссии. Аспиранту следует тщательно готовиться к встрече с научным руководителем, продумывать вопросы к нему.
Исключительно полезной формой работы научного руководителя с соискателем является всесторонний критический разбор защит диссертаций, состоявшихся на диссертационном совете, причем анализ всего хода защиты – от вступительного слова соискателя до принятия советом заключения по диссертации. Важно, чтобы соискатель сам выявил позитивные и негативные моменты защиты, а научный руководитель прокомментировал их. На конкретных примерах соискатель поймет, как следует строить свой доклад на защите по содержанию и по форме.
Научный руководитель не должен давить на молодого ученого, необходимо дать ему широкий простор для самовыражения, поиска, подлинного творчества. Вполне возможны (и вряд ли это отрицательный симптом) противоречия во взглядах аспиранта и его руководителя, и этого не надо бояться.
Вообще мы одобряем оригинальность, смелость, критичность аспиранта. В процессе исследования избранной темы важны многие факторы: знание проблемы (темы), интерес соискателя, его готовность строго выполнять советы научного руководителя и одновременно проявлять инициативу. Очень важно, чтобы инициатива сопровождалась сбором новой информации, которая бы не только служила подтверждением гипотезы, но и побуждала научного руководителя и аспиранта к творческим дискуссиям.
Важно, чтобы научный руководитель имел большой опыт официального оппонирования. Уверены, научный руководитель состоится, если будет часто оппонировать, знакомиться с научными сочинениями питомцев других ученых, извлекать положительный и негативный опыт.
Подчеркнем, что действующими нормативными документами количество выступлений ученого в качестве оппонента на защитах диссертаций никак не ограничивается.
Аспиранту (соискателю) следует находиться в постоянном деловом контакте с научным руководителем. Полагаем, лучше прослыть назойливым, чем инертным, пассивным.
Прежде всего, надо сказать о тех, кто повседневно занимается аспирантом. Аспирантам сложно работать с ними, чувствуя себя под постоянным контролем. Конечно, все должно быть в разумных пределах, но уверены, впоследствии такому ученому его ученик будет только благодарен.
Но если аспирант идет самостоятельным путем, это его дело, в конце концов, он заинтересован в завершении диссертации и ее успешной защите.
Как нам кажется, в последнее время появляются научные руководители, имена которых на диссертациях ставятся «по договоренности». Раньше к этому прибегали при издании монографий – упоминание крупного ученого на титуле в качестве научного редактора, осуществившего «общую редакцию», создавало определенный авторитет изданию.
Не изжито мнение, что руководство аспирантами не требует больших хлопот, что эта работа не требует значительных знаний, много времени и труда, педагогического опыта, методического мастерства. Работа с аспирантами неизмеримо сложнее, чем со студентами, если правильно и ответственно относиться к ней. От научных руководителей не требуется быть опекунами аспирантов, но неправильно пускать на самотек их теоретическую и практическую подготовку.
Научный руководитель несет всю полноту ответственности как за уровень теоретической подготовки аспиранта и своевременность представления диссертации, так и за ее содержание.
Диссертация – своеобразное зеркало не только аспиранта, но и его научного руководителя.
Научный руководитель помогает аспиранту помимо прочего в составлении рабочего плана и календарного графика работы над диссертацией. Он помогает начинающему исследователю овладеть методологией исследования темы, проблемы, явления. В его обязанность входит раскрытие механизма работы над диссертацией. Он рекомендует (на первых порах) необходимую литературу для фундаментальной проработки, справочные, статистические и прочие издания, подсказывает, как попасть в архивы и найти там именно то, что нужно.
Научный руководитель обязан написать официальный отзыв о завершенной диссертации и представить ее к защите. Собственно, он является первым ученым, который свидетельствует о том, что диссертация отвечает требованиям ВАК.
Вот здесь уместно обратиться к вопросу: сколько аспирантов может иметь ученый?
Согласно Положению о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (1998 г.), количество аспирантов, прикрепляемых к одному научному руководителю, определяется с его согласия ректором высшего учебного заведения или руководителем научного учреждения (организации).
Добросовестное отношение к делу не позволяет нам иметь сверхбольшое число аспирантов. Но если относиться к диссертации как к курсовой, то «просматривать» можно много работ.
Научное руководство аспирантами – важнейшая часть подготовки специалистов высшей квалификации. Если в этом вопросе кафедрами, имеющими аспирантуру, не будут достигнуты качественные результаты, при нынешнем увеличении набора не только снизится общий уровень работы, но и возникнут серьезные сбои в проведении своевременных защит диссертаций.
Сошлемся на социологический опрос аспирантов в одном высшем учебном заведении. Хотя было опрошено небольшое число аспирантов дневной формы обучения – примерно четверть, результаты позволяют выявить определенную тенденцию. Систематическую помощь и поддержку со стороны научных руководителей получали 59,2 % аспирантов. Более 40 % опрошенных высказали неудовлетворенность научным руководством. Таким образом, даже если гипотетически смогли бы защититься 100 % тех аспирантов, с кем сегодня ведется систематическая работа научными руководителями, показатель своевременных защит не может быть более 60 %, а реально – в пределах 40%.
Респондентам был задан и такой вопрос: «Если Вам необходима консультация профессора Вашего вуза, не являющегося Вашим научным руководителем, получаете ли Вы ее?». Получают такую помощь чуть более трети аспирантов. Остальные или не получали ее или затруднились с ответом. Отсутствие потребности во взаимном научном общении – серьезный недостаток в подготовке научно-педагогических кадров.
Нужен комплекс мер материального и морального стимулирования научных руководителей за своевременный выпуск аспирантов на защиту, в равной степени необходимы меры ответственности за некачественное научное руководство.
Возникает вопрос: почему не учим научных руководителей, деятельность которых связана с глубинами науки и межличностными отношениями, с творчеством?
Не сложилась практика обучения научных руководителей методике работы с аспирантами. Но такое обучение надо организовать. В нем особенно нуждаются научные руководители, не имеющие опыта этой крайне сложной и ответственной деятельности.
Научного консультанта для ученого, работающего над докторской диссертацией, подбирает кафедра. Часто докторант сам называет ученого, которого хотел бы видеть в роли своего научного консультанта. Необходимо, чтобы ученый (доктор наук), назначаемый консультантом, был признанным специалистом по тем научным вопросам, которыми занимается докторант.
Научный консультант утверждается кафедрой, а затем ученым советом, ректоратом, дирекцией учебного (научного) учреждения. Научный консультант должен помочь кандидату наук правильно сформулировать тему, определить структуру диссертации, представить возможную преемственность в продвижении от кандидатской к докторской. Безусловно, со стороны научного консультанта должно быть меньше опеки, чем со стороны научного руководителя. Главное – научный консультант должен объяснить, что отличает докторский уровень исследования, способствовать тому, чтобы диссертация писалась с учетом требований Положения о порядке присуждения ученых степеней, помочь докторанту выполнить достойное научное исследование.
У нас в стране раньше было принято готовить докторские диссертации без научного консультанта. Этим подчеркивалась самостоятельность исследователя при проведении исследования такого уровня. В последние, может быть, 15 лет по многим докторским диссертациям стали назначаться научные консультанты. Конечно, в этом ничего плохого нет, наличие консультанта указывает на определенную научную школу, на стиль исследования, который характерен доктору наук «со стажем».
Научный консультант утверждается кафедрой, а затем ученым советом, ректоратом, дирекцией учебного (научного) учреждения. Научный консультант должен помочь кандидату наук правильно сформулировать тему, определить структуру диссертации, представить возможную преемственность в продвижении от кандидатской к докторской. Безусловно, со стороны научного консультанта должно быть меньше опеки, чем со стороны научного руководителя. Главное – научный консультант должен объяснить, что отличает докторский уровень исследования, способствовать тому, чтобы диссертация писалась с учетом требований Положения о порядке присуждения ученых степеней, помочь докторанту выполнить достойное научное исследование.
Критерии выбора научного руководителя
Соблюдение нескольких простых рекомендаций помогут диссертанту выбрать «необходимого» руководителя.
- Область интересов должна совпадать или пересекаться с будущим куратором. Это поможет быстрее найти общий язык с ученым.
- Авторитетность – ключевой фактор при выборе руководителя. Если он пользуется заслуженным доверием среди коллег разных вузов и представителей научных сообществ – хороший признак.
- Наличие опыта в проведении ряда экспериментов и исследований.
- Стиль руководства и манера общения будущего куратора можно узнать в личной беседе или у выпускников этого преподавателя. Чем они проще, тем меньше вероятность конфликтов.
- Наличие успешно-защищенных диссертаций под руководством возможного куратора. Узнать эту информацию можно тремя способами – ученый совет, отдел кадров, кафедра учебного заведения.
Обязанности научного руководителя
Ознакомьтесь с функциональными обязанностями руководителя по написанию научной работы и его ролью при подготовке к диссертации к защите.
Совместная работа научного руководителя и диссертанта начинается с выбора актуальной темы для диссертации. После этого руководитель ориентирует соискателя в правильной постановке целей и задач исследования, рекомендует для изучения необходимый для проведения исследования список литературы.
В дальнейшем научный руководитель курирует процесс написания диссертационной работы, оказывает помощь при разрешении проблемных ситуаций при проведении исследования. К основным функциям научного руководителя можно отнести:
- консультирование аспиранта или соискателя по вопросам, возникающим в процессе исследования;
- осуществление контроля процесса написания научных статей и текста диссертационной работы;
- контроль составления и выполнения индивидуального плана работы аспиранта;
- оказание помощи соискателю при подготовке к кандидатским экзаменам;
- участие в аттестации аспиранта, составление заключение о его работе;
- содействие и дальнейший контроль прохождения аспирантом педагогической практики;
- принятие решения о представлении готовой научной работы в диссертационный совет;
- составление отзыва на диссертацию для диссертационного совета.
Научный руководитель несет ответственность за качество исследования, а также за представление соискателем диссертации и автореферата на диссертацию в том виде, который соответствует требованиям ВАК.
Количество соискателей, защищенных в срок или досрочно, определяют эффективность работы научного руководителя. Этот показатель учитывается при мониторинге деятельности учебной организации и её работников.
Соискатель ежемесячно встречается с руководителем кандидатской диссертации для обсуждения проделанной работы, а также определения направлений дальнейшего исследования.
На тему роли научного руководителя в написании диссертации есть очень интересный анекдот, в котором говорится «не важно какая тема диссертации, важно кто твой руководитель». Чаще всего именно так оно и есть. Не каждый руководитель имеет время и желание помогать своему аспиранту.
Понятие научного руководителя
Научный руководитель — опытный педагог, преподаватель кафедры, к которой прикреплен аспирант, пишущий кандидатскую диссертацию под его руководством. Его задача — направить написание работы в правильное русло, подсказать алгоритм.
Наставник назначается для поддержки аспиранта в ходе написания исследовательской кандидатской диссертации. В каждом вузе есть собственное утвержденное положение о порядке назначения научного руководителя.
Последствия смены научного руководителя
- Процесс выбора нового руководителя по уже утвержденной теме достаточно сложен. Кроме того, преподаватели могут отказываться от руководства из желания избежать конфликта с коллегой.
- При защите сразу две фамилии научных руководителей вызовут неодобрительное отношение ВАК.
- Если вам не удалось остаться с прежним руководителем в хороших отношениях, то вас могут ждать неприятные сюрпризы на защите. При желании умудренному опытом профессору или кандидату наук сделать это несложно. Поэтому стоит потратить максимум усилий на бесконфликтное расставание.
- Могут возникнуть проблемы с поиском оппонентов на защиту. Никто не захочет быть втянутым в конфликт со своим коллегой.
- В том случае, если тема диссертации принадлежала научному руководителю, продолжать заниматься ею на этой же кафедре будет невозможно, а забрать результаты своего труда с собой он не позволит. Доказывать собственное авторство бесполезно.
Исходя из этого, следует с самого начала при поступлении в аспирантуру отнестись со всей серьезностью к выбору научного руководителя.
Процедура смены научного руководителя
Если проблему не удалось решить при помощи заведующего кафедрой, есть смысл найти другого куратора. Для того, чтобы не менять выбранную тему работы и не потерять затраченное на нее время, замену научному руководителю следует искать среди преподавателей по научному профилю вашей кандидатской.
После того, как вы нашли нового претендента, надо написать заявление с обоснованием причины замены. Указывать причину следует в корректной форме, чтобы не обострить уже возникший конфликт. Заявление рассматривают в деканате факультета, а окончательное решение принимает проректор учебного заведения.
Требования к научному руководителю кандидатской диссертации
- Назначается из числа профессорско-преподавательского состава.
- Имеет звание профессора или докторскую степень в той области, по которой аспирант пишет диссертацию.
- Осуществляет научно-исследовательскую деятельность по направлению выбранной аспирантом подготовки.
- Имеет опубликованные работы, связанные с тематикой диссертации.
- Участвует в апробации результатов своей деятельности на конференциях (включая международные).
- Одновременно курирует не более 20 диссертантов.
Сведения о руководителе прикладываются к диссертации. Они оформляются на отдельном листе по следующему образцу.
Требования к научному руководителю по написанию кандидатской диссертации
Руководство процессом написания научной работы – ответственное дело, которое под силу только эксперту. Поэтому, к руководителю по диссертации на соискание ученой степени кандидата наук предъявляются определенные требования.
Одним из главных требований, предъявляемых к руководителю, назначенному курировать аспиранта или соискателя при подготовке кандидатской диссертации – это наличие у него ученой степени доктора наук по соответствующей специальности. Научный руководитель должен осуществлять научно-исследовательскую деятельность и быть компетентным специалистом в той области наук, по которой пишется диссертация.
В некоторых случаях руководителем кандидатской диссертации может быть и кандидат наук. При этом обязательным условием является наличие у преподавателя звания доцента или старшего научного сотрудника и стаж педагогической деятельности. Кроме того, чтобы быть допущенным к руководству аспирантами, кандидат наук должен осуществлять исследовательскую деятельность и иметь уже утвержденную тему диссертации на соискание ученой степени доктора наук.
Доктор наук может руководить одновременно пятью аспирантами или соискателями, а кандидат наук может осуществлять руководство только тремя диссертантами.
За соискателем может быть закреплено два научных руководителя кандидатской диссертации, если выполняемое исследование соответствует двум специальностям. В таком случае у одного из руководителей допускается наличие степени кандидата наук.
Руководитель должен регулярно повышать уровень компетентности в сфере руководства, постоянно публиковаться в рецензируемых изданиях.
Услуги научного консалтинга полного цикла
Перейти к контенту
Назад к содержимому
Чем отличается научный руководитель от научного консультанта
В каких случаях может понадобиться научный консультант, и чем он отличается от научного руководителя
При выполнении исследования на стыке двух специальностей помимо научного руководителя может быть назначен научный консультант кандидатской диссертации.
Обычно при выполнении кандидатской диссертации назначается научный руководитель, а при выполнении докторской диссертации – научный консультант. Документально это разделение нигде не зафиксировано, но так сложилось традиционно.
Когда выполняется кандидатская диссертация, консультант может потребоваться для разъяснения некоторых вопросов, находящихся вне компетенции научного руководителя. При этом статус консультанта формально не закреплен, поэтому консультирование не учитывается в его педагогической нагрузке.
Таким образом, каждый соискатель имеет научного руководителя, который помогает ему сориентироваться в большом количестве информации, выбрать диссертабельную тему исследования, разобраться и правильно применить необходимые методы исследования, помогает при возникновении трудностей на пути подготовки диссертации к защите.
Не следует забывать, что руководитель призван лишь сориентировать соискателя в нужном направлении, но не выполняет за него работу. Весь груз ответственности за написание диссертации и подготовку её к защите лежит на плечах самого диссертанта.
Отзыв научного руководителя на кандидатскую диссертацию
В отзыве руководитель дает общую характеристику соискателю и свою оценку проведенному исследованию:
- указывает сроки обучение в аспирантуре и текущую успеваемость;
- при наличии упоминает все имеющиеся за этот период грамоты, дипломы, удостоверения, полученные за освоение программ дополнительного профессионального образования;
- отмечает заслуги подопечного в профессиональной деятельности;
- описывает в общих словах проблему, решаемую диссертантом в работе, ее содержание и положительные стороны;
- указывает на формы апробации результатов исследовательской деятельности соискателя и их презентации;
- оценивает проведенное диссертантом исследование с точки зрения его соответствия установленным требованиям ВАК;
- анализирует результаты участия защищающегося в НИР вуза, факультета, кафедры;
- перечисляет положительные личные качества подопечного, его заинтересованность выбранной для диссертации тематикой и в целом научно-исследовательской деятельностью, творческий подход к решению проблемы, самостоятельность и инициативность.
Готовый отзыв вместе с диссертацией должен быть опубликован на сайте вуза и портале ВАК РФ. Пример отзыва можно посмотреть здесь.