Определение значения соревновательного метода в физическом воспитании, сущность которого заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Отличительные черты методики применения игрового метода.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
Факультет физической культуры и спорта
Игровой и соревновательный метод в физическом воспитании
Студент гр. ФФК — 41
к.п.н., профессор Гелецкий В.М.
Актуальность. Возникновение игрового и соревновательного методов можно отметить уже на ранних ступенях общественного развития. В первобытном обществе по мере совершенствования орудий производства, с развитием языка, мышления игровые элементы и танцевальные движения постепенно выделяются в самостоятельный вид деятельности, в них появляются отвлеченные формы движений, возникают новые, более сложные действия, более богатые по своему содержанию. На ранних этапах развития общества главным фактором, оказывающим формирующее влияние на развитие детей, являлось непосредственное их участие в жизни взрослых. Они принимают участие в праздниках, ритуалах, торжествах и отдыхе. Там, где ребенок не мог принять участия в работе взрослых без особой предварительной подготовки и выучки, он «врастал» в мир взрослых через игровую деятельность. В период расцвета древнегреческой культуры, в Древнем Риме, в период раннего феодализма игры наряду с развлекательной функцией приобретали военно-прикладной характер, играя имитационную роль небольших военных действий.
В празднествах граждан обогащалось содержание игр, появлялась сюжетность — проверялись многие виды спортивных упражнений, носящие в основном игровой характер, формировались определенные договорные правила. Эпоха капитализма явилась благоприятным периодом для развития теории и практики спортивно-игрового метода физического воспитания. С развитием социализма игровой и соревновательный методы становятся одними из основных в физическом воспитании.
Игра и соревнование являются многообразными общественными явлениями, и их значение выходит далеко за сферу физического воспитания. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игры и соревнования служат удовлетворению различных потребностей в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении. Однако одна из главных функций игр и соревнований — педагогическая: они являются одним из основных средств и методов воспитания.
С учетом указанных проблем был сделан выбор темы «Игровой и соревновательный метод в физическом воспитании»
Цель работы: Изучение игрового и соревновательного метода в физическом воспитании
Объект исследования — система физического воспитания.
Предмет исследования — методика развития игрового и соревновательного метода.
1. Изучить теоретические основы игрового и соревновательного методов
2. Раскрыть основы методики игрового и соревновательного методов
3. Рассмотреть применения игрового и соревновательного методов
При написании курсовой использовался метод изучения и анализ литературных источников.
Глава 1. Теоретические основы игрового и соревновательного методов
1.1 Особенности игрового метода
В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
1. игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
2. наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
3. широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
4. соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
1.2 Сущность соревновательного метода
Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
1. в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);
2. как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
· выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
· обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
· содействовать воспитанию волевых качеств.
Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании
В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).
Глава 2. Основы методики игрового и соревновательного методов
2.1 Применение игрового метода в процессе физического воспитания
игровой соревновательный физический воспитание
Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости. В обучении с использованием игровой формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер.
К игровой форме относят подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества.
Игровой метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми спортивными играми, например футболом, волейболом, подвижными играми. Он может быть применен на базе любых физических упражнений.
Таким образом, игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные физические способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентирования, находчивость, самостоятельность, инициативность.
2.2 Соревновательный метод в процессе физического воспитания
Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о подчиненном элементе общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельных упражнений, включенных в данное занятие), во втором — об относительно самостоятельной форме организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и другие подобные им состязания).
Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официальное определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально уровню достижений, признание общественной значимости достижений, отсев менее сильных при многоступенчатых соревнованиях-первенствах и т. д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
Функциональные сдвиги, наблюдаемые в условиях состязаний, как правило, более значительны, чем при внешне аналогичных не соревновательных нагрузках. Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные соревнования характеризуются отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели — победы.
В практике используются несколько методических подходов:
— выполнение соревновательным методом подготовительных упражнений с установкой на превышение параметров тренировочной нагрузки;
— состязание в выполнении эпизодически вводимых заданий, не требующих специальной подготовки, но требующих психической мобилизации (например, состязания в быстроте освоения с ходу новых форм движения или необычных сочетаний освоенных ранее элементов);
— введение в качестве предмета состязания частично видоизмененных форм основного соревновательного упражнения (метание утяжеленного снаряда, бег на дистанциях, смежных с основной соревновательной дистанцией, и др.);
— «смещение» соревновательной установки с акцентом преимущественно на качественную сторону упражнений.
Таким образом, соревновательный метод используется при решении разнообразных педагогических задач — воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способностей рационально использовать их в усложненных условиях.
Исключительно велико значение соревновательного метода в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативы, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладании и др. Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства
Эффективное повышение уровня физической подготовленности и формирование физических способностей, приобретение различных двигательных навыков указывают на более широкое применение в процессе занятий физической культурой игрового и соревновательного методов.
При применении игрового метода важно избегать механического переноса моделей игр (описанных в пособиях и сборниках) в практику учебной работы, а формы игрового метода модифицировать и модернизировать в зависимости от задач занятия, формы построения занятий и имеющихся условий. Целесообразно применять на уроках физической культуры следующие формы игрового метода: игровые упражнения, задания, подвижные игры, сюжетную организацию занятий, а также игровые снаряды, тренажеры.
Для воспитания скоростно-силовых качеств можно рекомендовать следующие подвижные игры, игровые задания и упражнения: «самые лучшие прыгуны», эстафета, «прыжки через мяч», «передай быстрее», «кто дальше бросит», «метание в щит», «количественная передача».
1. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
2.Основными методическими особенностями игрового и соревновательного методов являются: обеспечивают всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, наличие соперничества, широкий выбор разнообразных способов достижения цели, соблюдение условий и правил в условиях противоборства,
3.В практике физического воспитания игровой и соревновательный метод проявляется:
1. в виде официальных соревнований различного уровня,
1. Ашмарин Б.А. — Теория и методика физического воспитания: Учебник. — М.:Академия,2004.-287с.
2. Ашмарин Г.А. — Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие — М.: Академия,2005.-287с.
3. Быков В.С. — Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие. — М.: Академия,2008.-174с.
4. Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. — М.,2004.-106с.
5. Гойхман П.Н. Трофимов О.Н. Физическая культура в школе. — М.,ФиС,2004.-379с.
6. Гугин А.А. Уроки физической культуры. — М.:Академия,2004.-225с.
7. Гуревич И.А. «Физическая культура в школе», журнал 2004-№9
8. Демидов В.М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников // Физическая культура в школе. -2004.- № 1.- С.31-37
9. Казначеева В.П. Теория и методы физического воспитания. М.:Академия,2003.-270 с.
10. Каюров В.С. Книга учителя физической культуры.- М.:Академия,2005. — 318с.
11. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физ.культ.-М.:Академия,2005.-305с.
12. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания: Учебник. — М.: Академия,2005.-265с.
13. Настольная книга учителя физической культуры: Пособие для учителя / Под ред. проф. Л.Б. Кофмана. — М.: Академия,2006.-372с.
14. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. М.: Физкультура и спорт, 2003.-402 с.
15. Романенко М.И. Физкультура. — Киев, 2008. — 260 с.
16. Теория и методика физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. -М.: Физкультура и спорт,2005.-230с.
17. Филиппов С.С. Физическое воспитание дошкольников. — М.: Академия, 2005. — 112с.
18. Харабуги Г.Д. — Теория и методика физического воспитания: Учебник. — М.: Физкультура и спорт, 2004.-102с.
19. Холодов Ж. К. — Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник. — М.: Академия, 2003.-480с.
20. Янсон Ю.А. Теория и методы физического воспитания: М. М.: Академия, 2005.-420с.
Размещено на Allbest.ru
Применение соревновательного метода в процессе физического воспитания. Особенности соревновательного метода. Дозировка нагрузки при выполнении упражнений. Конспект занятия по легкой атлетике, построенного с применением соревновательного метода.
Федеральное агентство образования и науки
Тамбовский государственный университет
Имени Г.Р. Державина
Институт физической культуры и спорта
Кафедра теории и методики спортивных дисциплин
На тему: «Соревновательный метод в процессе занятий физической культурой и спортом»
Выполнил: студент 3 курса
Заочной формы обучения
Тамбов — 2013
ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Всесторонне воспитание личности при использовании соревновательного метода
1.2 Особенности соревновательного метода
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ МЕТОДОМ
2.1 Дозировка нагрузки при применении соревновательного метода..
2.2 Конспект занятия по лёгкой, построенного с применением соревновательного метода
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность курсовой работы состоит в том, что исследования по данной проблеме в физическом воспитании спортсменов заключается в применении соревновательного метода во всестороннем воспитании личности и выявлении как данный метод влияет на работоспособность и уровень физической и психологической подготовленности.
Методы физического воспитания делятся на 3 большие группы:
1 Методы формирования сознания или, по-другому, методы убеждения.
2 Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.
3 Методы стимулирования поведения и деятельности
Именно к третьей группе методов относится соревновательный метод — основной объект работы.
Соревновательный метод предполагает специально организованную деятельность, направленную на выявление уровня подготовленности спортсмена и выступающую в качестве способа повышения эффективности тренировочного процесса Соревновательный метод используется как в элементарной, так и в развернутой формах. Элементарная форма — соревновательный метод подчиняется общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений). Развернутая форма — относительно самостоятельная форма организации занятий, подчиненная логике соревновательной деятельности (контрольно-зачетные, официальные спортивные).
1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования);
2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку
Применяя соревновательный метод, необходимо учитывать квалификацию спортсмена, уровень его технической, тактической, физической, теоретической, интегральной и особенно психологической подготовленности. Соревновательный метод как один из наиболее эффективных методов воздействия на организм занимающихся особенно широко используется при работе с квалифицированными и хорошо тренированными спортсменами .
Цель работы — исследовать особенности и теорию соревновательного метода.
Объектом работы является соревновательный метод в физическом воспитании.
Предмет исследования — соревновательный метод в физическом воспитании лёгкоатлетов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1 Обосновать теоретические и методические основы использования соревновательного метода в спортивной тренировке детей.
2 Выявить пути наиболее эффективного использования возможностей соревновательного метода в физическом воспитании.
В физической культуре общая цель воспитания конкретизируется применительно к особенностям спортивной деятельности, приобретая непосредственную связь с установкой на спортивные достижения. Но, как ни важны спортивные результаты в качестве конкретной цели, с общих социально-педагогических позиций они не могут, в конечном счете, становиться самоцелью. На пути к ним всегда должна преследоваться и более существенная цель, состоящая в том, чтобы через достижение высоких спортивных результатов сформировать всесторонне развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство, нравственную чистоту, физическое совершенство, чтобы использовать спортивную деятельность как фактор гармонического формирования личности и воспитания в интересах общества
1 Нравственное воспитание. Основные задачи нравственного воспитания при использовании соревновательного метода:
1) формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов деятельности, согласующихся с идеалами высокой морали;
2) воспитание моральных чувств, характерных для мирового сообщества — любовь к Родине, гуманизм, чувство коллективизма, дружбы;
3) формирование нравственного опыта, твердых привычек соблюдения этических норм, навыков общественно оправданного поведения — уважение к результатам соревнований, к судьям, честность, добросовестность;
4) воспитание волевых черт и качеств личности — воля к победе, непосредственная настройка на конкретное состязание, оперативная регуляция волевых и эмоциональных состояний в процессе соревнования, воспитание правильного отношения к возможным спортивным неудачам и поддержание положительного эмоционального тонуса.
Общие нравственные принципы конкретизируются в сфере физкультурной и спортивной деятельности в виде специфических этических норм, регулирующих поведение и взаимоотношения в этой сфере. Ряд таких норм составляет, в частности, так называемую спортивную этику. В соревнованиях спортивная этика выражается в требованиях, обязывающих каждого, кто имеет отношение к спорту, вести себя так, как это достойно человека: честно соблюдать установленные правила состязаний, быть благородным в спортивном соперничестве, не прибегать к запрещенным или сомнительным способам достижения победы, уважать соперника и т. д. Усвоение и неотступное соблюдение таких этических норм является при определенных условиях одним из немаловажных конкретных путей нравственного воспитания
При формировании рациональных основ поведения в процессе физического воспитания важную роль играют беседы на этические темы, разъяснения и другие пути нравственного просвещения, убеждения. Непосредственно во время занятий физическими упражнениями специфика этого процесса обязывает искать особенно емкие и лаконичные формы воспитательного воздействия словом. Развернутые беседы и диспуты на этические темы, обстоятельный разбор прошедших учебных или спортивно-тренировочных занятий и соревнований с четкой оценкой возникших в них этических ситуаций, другие специальные формы нравственного просвещения и убеждения должны составлять неотъемлемые звенья системы воспитательной работы специалиста физического воспитания.
Очень велико воспитательное значение яркого нравственного примера, в том числе примера высокого проявления моральных и волевых качеств лучшими нашими спортсменами как в соревнованиях, так и в созидательном труде. Такие примеры особенно сильно влияют на нравственные представления и чувства, вызывают потребность этически направленного подражания. Когда речь идет о воспитании через пример, то подразумевается и личный пример самого воспитателя
Исключительно велики возможности, имеющиеся в физическом воспитании для формирования твердых этических норм и навыков поведения через упражнение, приучение. Специфика физкультурной и спортивной деятельности такова, что она неизбежно ставит занимающихся перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать практические поведенческие нормы и вырабатывать соответствующие черты поведения. В напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных состязаний выявляются и испытываются на прочность навыки поведения и связанные с ними черты личности.
С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию положительных черт морального облика человека. С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию
2 Умственное воспитание. В аспекте задач умственного воспитания при использовании соревновательного метода предусматривается:
1) обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры, спорта; систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной, спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения — наблюдение за техникой выполнения соперника, накопление спортивного опыта;
2) развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании средствами физической культуры, спорта — анализ и обобщение выступления в соревновательный период, критическая оценка и анализ двигательных действий
Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и прочее. Педагог намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач.
Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. В результате оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.
Передавая знания непосредственно в рамках занятий физическими упражнениями, преподаватель пользуется своеобразными методами — лаконичное объяснение, инструктирование, сопроводительные пояснения по ходу выполнения двигательных заданий, оперативный разбор результатов их выполнения и другие. Также необходимы общие формы и методы умственного образования, дополняющие процесс физического воспитания, а именно, развернутые сообщения лекционного типа, эвристические беседы, просмотры учебных кинофильмов, самостоятельная работа со специальной литературой.
Наряду с этим необходимо всемерно оптимизировать познавательные процессы непосредственно по ходу занятий физическими упражнениями. Этому способствуют специальные методы и приемы активизации мыслительных операций: методы наглядного и логического выделения «опорных точек», моделирование параметров движений на макетах и с помощью других технических средств, приемы взаимообучения, игровой и соревновательный методы. Объединяющую же основу частных путей активизации мыслительных операций должна составить система постепенно усложняющихся заданий эвристического характера, т. е. заданий, связанных хотя бы с элементами поиска нового и самостоятельными творческими проявлениями.
3 Эстетическое воспитание. Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.
Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели — формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического идеала .
Основные задачи эстетического воспитания при использовании соревновательного метода:
1) воспитывать способность чутко воспринимать, глубоко чувствовать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры, спорта и в других областях ее проявления; формировать эстетически зрелое стремление к физическому совершенству;
2) формировать эстетику поведения и межчеловеческих отношений в соревновательной деятельности; вырабатывать активную позицию в утверждении прекрасного, непримиримость к безобразному в любых его проявлениях.
Существенно, что эстетические ценности физической культуры не сводятся лишь к внешним проявлениям телесной красоты или красоты движений, а определяются более всего тем, что органическое приобщение к физической культуре ведет к полноценному здоровью, приближает к физическому совершенству и в связи с этим способствует достижению идеала всестороннего гармонического развития личности. Хорошее здоровье — одна из величайших эстетических ценностей, первая предпосылка ощущения радости и красоты жизни. С потерей здоровья теряются в той или иной мере красота человека и его эстетическое восприятие.
Все сказанное характеризует большие возможности для решения задач эстетического воспитания в процессе физического воспитания. Для реализации их требуется соответствующая эстетическая направленность в применении средств и методов педагогического воздействия. Это достигается умелым использованием эстетических свойств, объективно присущих явлениям физической культуры, направленным подчеркиванием этих свойств, концентрацией на них внимания воспитываемых.
4 Волевое воспитание. Основные задачи, относящиеся к воспитанию воли в соревновательных условиях, состоят в том, чтобы обеспечить:
1) формирование мотивационных, интеллектуальных и нравственных основ волевых проявлений применительно к требованиям соревновательной деятельности;
2) разносторонне развитие волевых качеств, необходимых в данной деятельности — целеустремленности, инициативности, решительности, смелости, самообладания, настойчивости, стойкости; формирование на этой основе стержневых черт характера, которые проявлялись бы не только в условиях физического воспитания, но и в многообразных ситуациях жизненной практики .
Первостепенное значение соревновательного метода в формировании черт спортивного характера определяется тем, что этот метод исходит из естественных начал спортивной деятельности (стремления к первенству, установки на достижения), приводит в действие мобилизирующую силу специфических межличностных отношений, присущих спорту, ставит тем самым спортсмена перед необходимостью предельного выявления своих возможностей и требует в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях .
Отдельное состязание, даже чрезвычайно ответственное, понятно, еще ничего не решает в долгом и сложном процессе воспитания характера. Только регулярное участие в календарных соревнованиях и систематическое использование соревновательных начал при организации тренировочных занятий могут быть постояннодействующими факторами формирования характера спортсмена.
Эффективное использование состязаний с этой целью предполагает в первую очередь умелую постановку тренером соревновательных задач, соответствующих реальным возможностям спортсмена. От этого зависит уверенность спортсмена в своих силах. В противном случае соревнования будут создавать «психические барьеры» из-за расхождения между «уровнем притязаний» и фактическими результатами. В практике пользуются несколькими методическими подходами, позволяющими уменьшить вероятность невыполнения соревновательной установки, не уменьшая требований к спортсмену .
По мере адаптации спортсмена к соревновательным нагрузкам и ситуациям роль соревновательного метода в волевой подготовке не уменьшается при условии, что степень требований, предъявляемых к волевым качествам, возрастает. Это достигается в основном введением дополнительных трудностей в тренировочные формы состязаний, увеличением числа и частоты соревнований, повышением степени ответственности соревнований и варьированием их условий. Самым серьезным испытанием волевых качеств спортсмена являются официальные соревнования высшего ранга, особенно значимые как в личном, так и в общественном отношении. Но степень отдельных трудностей в подготовительных состязаниях может и должна быть выше, чем в целевых, поскольку это позволяет создать необходимый «запас прочности».
При воспитании качеств спортивного характера важно использовать и такие соревновательные факторы, как отношения неявного соперничества, всегда возникающие в малом спортивном коллективе, и отношения, связанные со стремлением к лидерству. Подчиняя эти отношения принципам коллективизма и товарищества, тренер должен не подавлять здоровую конкуренцию, а направлять ее по педагогически оправданному руслу, с тем, чтобы использовать ее как фактор мобилизации на решение трудных тренировочных и соревновательных задач.
В занятиях соревновательного характера решаются задачи нравственного, умственного, эстетического и волевого воспитания за счет использования тренером определенных методов воспитания.
В отечественной педагогике главным методом воспитания является метод убеждения, так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств человека — научного мировоззрения, сознательности и убежденности.
Метод убеждения заключается в том, чтобы донести занимающимся нормы поведения, установленные, сложившиеся традиции, а при совершении каких-либо поступков — их аморальную сторону с целью осознания ее провинившимся и предупреждения проступка в последующее время.
В применении метода убеждения используются два основных, неразрывно связанных средства: убеждение словом и убеждение делом.
Наиболее распространенными приемами и средствами убеждения словом являются: разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и другие. Убеждение словом должно органически сочетаться с убеждением делом, практикой.
При убеждении делом наиболее часто используются следующие приемы: показ занимающемуся ценности и значимости его действий и поступков; поручение практических заданий, способствующих преодолению сомнений, ложных взглядов; анализ жизненных явлений, опровергающих ошибочные взгляды; личный пример тренера и другие .
Метод упражнения позволяет каждому преподавателю и самому занимающемуся быстрее достичь желанной цели: слить воедино слово и дело, сформировать устойчивые качества и черты характера. Его сущность состоит в такой организации повседневной жизни и деятельности, которая укрепляет их сознание, закаляет волю, способствует формированию привычек правильного поведения. В основе приучения лежит упражнение в определенных морально-волевых проявлениях.
Упражнение как специальная, многократно повторяемая человеком деятельность необходима для совершенствования навыков поведения в различных ситуациях как результат повышения сознательности. Упражнение в воспитании отличается от упражнения в обучении. В первом случае оно тесным образом связано с одновременным повышением сознательности, а во втором — направлено на отработку навыков и умений до высокой степени автоматизма и роль сознания в действиях несколько снижается.
Надо не только разъяснять, но и постоянно упражнять занимающихся в дисциплинированном, культурном поведении, в точном выполнении спортивных правил, традиций, пока эти нормы не станут привычными.
Наглядный пример. Суть этого метода — целенаправленное воздействие тренера на занимающихся личным примером, а также другими видами положительных примеров, призванных служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания.
Воспитательная сила примера основывается на естественном стремлении людей к подражанию, особенно молодых. Пример легче воспринимается и усваивается тогда, когда он взят из знакомой всем сферы деятельности. В качестве воспитательных примеров педагог использует случаи из жизни своего коллектива, примеры проявления высоких нравственных качеств выдающимися спортсменами на ответственных международных соревнованиях.
В воспитательной работе следует больше пользоваться положительными примерами. Если тренер пользуется отрицательным примером, то надо умело показать аморальную сторону примера, чтобы вызвать осуждение со стороны занимающихся .
Метод поощрения представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования. Моральное и материальное поощрение активно помогает человеку осознать степень труда в достижении общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.
В соревновательной деятельности к числу поощрений относятся: одобрение, похвала педагога, награждение грамотой, медалью за высокие спортивно-технические результаты, присвоение звания мастера спорта и другое.
Под методом наказания понимается система средств и приемов воздействия на занимающихся, нарушающих нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности.
Наказание за совершенный поступок налагается для того, чтобы провинившийся понял свою ошибку. В физической культуре при использовании соревновательного метода оно может быть в форме осуждения проступка, вынесения выговора, временного исключения из состава спортивной команды, наложения дисциплинарного взыскания и многое другое.
Степень наказания должна соответствовать проступку. Наказание оказывает положительное влияние только тогда, когда оно применено правильно, с учетом характера проступка и его влияния на окружающих .
В системе методов воспитания нельзя рассматривать каждый конкретный метод как универсальный, отдельно от других. Только применение совокупности методов воспитания в их технологической взаимосвязи позволяет достигать воспитательной цели. Ни один метод воспитания, взятый изолировано, не может обеспечить формирование у людей высокой сознательности, убежденности и высоких моральных качеств. Все вышеперечисленное является неотъемлемой частью в воспитании спортсмена .
соревновательный нагрузка упражнение атлетике
Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Особенности соревновательного метода:
1) установка на победу;
2) максимальное проявление физических и психических сил;
3) частичная ограниченность в регулировании нагрузки;
4) унификация содержания состязательной деятельности .
Соревновательный метод позволяет:
1) стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
2) выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
3) обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
4) содействовать воспитанию физических качеств .
Достоинства соревновательного метода:
1 Спортсмен может соревноваться не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях.
2 Данный метод позволяет воссоздать всю совокупность специфических требований, предъявляемых избранным видом спорта к спортсмену и стимулировать развитие специальной тренированности.
3 Органическое включение соревновательного метода в процесс тренировки. В спортивной тренировке соревновательный метод используется в качестве избранных соревновательных упражнений — это те самые целостные действия, которые служат средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в том же виде, что и в условиях состязаний по избранному виду спорта. В спортивной тренировке баскетболистов это игры, характеризующиеся повышенной интенсивностью и возможностью периодического выключения из процесса игры. Соревновательный метод в условиях тренировки направлен непосредственно на решение тренировочных задач; также он позволяет моделировать собственно-соревновательные упражнения.
4 Формирование черт спортивного характера (необходимость предельного выявления своих возможностей и в то же время способность владеть собой в самых сложных ситуациях).
5 Фундамент тактического мастерства спортсмена .
Недостатки соревновательного метода:
1 Ограниченные возможности дозирования нагрузки и управления соревнующимися.
Таким образом, организацией деятельности в соревновательном методе является сопоставление сил в борьбе за первенство в условиях унификации действий и в соответствии с правилами соревнований. Характер деятельности — соперничество и высокий эмоциональный фон стимулируют максимальное проявление двигательных способностей и функциональных возможностей организма. Особенности поведения занимающихся — наличие моментов противодействия, столкновения противоположно-направленных интересов создают условия формирования как положительных, так и отрицательных черт характера. Применение метода — собственно соревнования или в процессе физического воспитания (как один из специфических методов). Обязательное условие — физическая и психическая подготовленность занимающихся .
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ МЕТОДОМ
Использование соревновательного метода в тренировочном процессе оказывает значительное влияние на развитие определенных двигательных умений и навыков, тактическую и техническую подготовленность. Данный метод на тренировке может использоваться как в тренировочной игре, так и в отдельных упражнениях, характерных и нехарактерных для лёгкой атлетики.
Дозирование нагрузки при использовании соревновательного метода в учебно-тренировочном занятии по лёгкой атлетике будет рассмотрено на примере некоторых упражнений.
1 Использование соревновательного метода в тренировке низкому старту. Учащиеся под руководством преподавателя занимают стартовые места и по команде делают стартовый разгон на дистанции от 10 до 40 метров.
2 Соревновательный метод в тренировке можно использовать с помощью эстафет. Всех занимающихся надо разделить на 2, 3 или 4 команды. В эстафетах должно быть не менее 8 различных заданий. Задания могут быть как общеразвивающими , так и специально развивающимися, характерные для лёгкой атлетики. Во время эстафет могут использоваться множество различного инвентаря — баскетбольные мячи, скакалка, волейбольные, теннисные мячи, обручи и многое другое . Например:
1. Эстафета с эстафетной палочкой
2. Ведение баскетбольного мяча змейкой
3. С теннисным мячом пролезть в 3 обруча, у отметки попасть в цель, обратно оббежать обручи змейкой
4. Проползти по мату на животе, добежать до обруча, перепрыгнуть из одного обруча в другой, дойти до скамейка, пройти по ней, оббежать стойку, вернуться.
5. Эстафета в кругу. Ведение мяча змейкой стоящих игроков в кругу.
6. Ведение мяча змейкой стоящих игроков в кругу, ведение мяча до отметки и обратно, передать мяч следующему игроку.
7. С наружной стороны оббежать игроков и по часовой стрелке переместиться на одного игрока.
8. Перепрыгнуть через всех игроков, которые находятся в И.п. — сед на коленях, принять И.п.
9. Встречные эстафеты. Оббежать стойку, проползти по мату в седе, передать эстафету следующему игроку.
10. Два игрока держат мяч спинами. Оббежать (боком, приставными шагами) отметку и вернуться.
11. Эстафеты с индивидуальными упражнениями для каждого игрока (отжимание, приседание, прыжки и т.д.)
12. Коллективные. Пролезть в обруч, пройти по скамейке, пролезть в обруч, оббежать отметку за руку (по очереди по парам)
13. Один бежит со скакалкой в руках, оббегает отметку, даёт один конец скакалки второму, проводят под ногами, вся группа прыгает.
14. Первый оббегает стойку, возвращается за вторым, за руку оббегают стойку, возвращаются за третьим и т.д.
3 Можно предложить занимающимся подвижные игры. Деление на команды придаст игре соревновательный характер. Для для лёгкой атлетики характерны такие игры как «салки», «гонки», «у медведя во бору» и многие другие. Каждая игра должна длиться не более 10 минут.
Провести соревнования в беге на 100 метров; прыжки в длину с разбега.
Развивать быстроту, прыгучесть, выносливость.
Воспитывать дисциплинированность, коллективизм.
Тип урока: совершенствование.
Метод проведения: соревновательный, с элементами круговой тренировки.
Место проведения: школьный стадион.
Инвентарь: секундомеры, рулетки, гандбольные мячи.
Таким образом, можно сказать, что соревновательный метод играет большое значение как в собственно соревновательной форме, так и в учебной форме занятия. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.
Задачи, которые были поставлены в начале написания работы, успешно решены. А именно, удалось обосновать теоретические и методические основы использования соревновательного метода в спортивной тренировке детей. Нужно отметить, что удалось показать как с помощью задач нравственного, эстетического, умственного и волевого физического воспитания происходит всесторонне воспитание личности. Особенно ярко некоторые из этих задач выражаются в занятиях соревновательного характера. Также в теоретической главе описаны особенности соревновательного метода, его достоинства и недостатки.
В работе также были разработаны практические рекомендации для тренеров по баскетболу с применением соревновательного метода с учетом возраста, пола занимающихся, уровнем их подготовленности, задач тренировки. Были описаны дозировки нагрузки при использовании соревновательного метода на примере учебно-тренировочного занятия по лёгкой атлетике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах : конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей / В. В. Воронов. — М. : Педагогическое общество России, 2002. — 192 с.
2 Губа, В. П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи : учеб. пособие / В. П. Губа, О. С. Морозов, В. В. Парфененков. — М. : Советский спорт, 2008. — 206 с.
3 Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник / Ю. Ф. Курамшин. — М. : Советский спорт, 2003. — 463 с.
4 Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учеб. пособие / Ю. Ф. Курамшин. — СПб : СПбГАФК, 1999. — 320 с.
5 Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций : учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. — М. : Прометей, 1992. — 528 с.
6 Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки : учебное пособие / Л. П. Матвеев. — М. : Физкультура и спорт, 1977. — 282 с.
7 Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. — М. : Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
8 Мустаев, В. Л. Технология соревновательного метода на уроке физической культуры в начальной школе : автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук / В. Л. Мустаев ; СибГАФК. — Омск, 2001. — 24 с.
9 Нестеровский, Д. И. Баскетбол : Теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Д. И. Нестеровский. — М. : Академия, 2004. — 336 с.
10 Новоселова, О. А. Общие основы теории и методики физического воспитания : краткий курс лекций в таблицах и схемах / О. А. Новоселова, И. А. Шведкая, А. А. Колесников. — Челябинск : УралГАФК, 2000. — 48 с.
11 Общие основы теории и методики физической культуры : учебное пособие. — Омск : СибГАФК, 2001. — 72 с.
12 Озолин, Н. Г. Молодому коллеге : научно-популярное издание / Н. Г. Озолин. — М. : Физкультура и спорт, 1988. — 288 с.
13 Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте : учебник для вузов физ. воспитания и спорта / В. Н. Платонов. — Киев : Олимпийская литература, 1997. — 583 с.
14 Пономарев, Н. А. Совершенствование средств и методов физического воспитания спортивной тренировки : сборник научных трудов / Н. А. Пономарев, Е. Б. Сологуб, Г. П. Иванова, А. В. Романова, Л. В. Шапкова, В. И. Румянцева. — Ленинград : ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1981. — 124 с.
15 Портнов, Ю. М. Баскетбол : Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва : учебник / Ю. М. Портнов. — М. : Советский спорт, 2008. — 100 с.
16 Стандарт организации о выполнении письменных работ : СК-СТО.2-008.04-09. — Челябинск : УралГУФК, 2009. — 32 с.
17 Тозик, О. В. Повышение функциональных резервов организма учащихся старших классов средствами физического воспитания : автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук / О. В. Тозик ; Московский городской пед. ун-т. — М., 2011. — 24 с.
18 Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М. : Академия, 2002. — 480 с.