Трудовые споры и порядок их разрешения курсовая работа

Федеральное государственное бюджетное образовательное учереждение высшего профессионального образования

«Кубанский государственный технологический университет»

Институт экономики, управления и бизнеса

Кафедра экономики и финансового менеджмента

по дисциплине: «Мировая экономика и международные экономические отношения»

практическая работа 1.pdfконтрольная работа Анализ данных.docКурсовая работа.docКонтрольная работа №2.docxРАХМАН ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docxПисьменная работа.docxКурсовая работа.docконтрольная работа 2.docxконтролная работа 1.docxКонтрольная работа 1.docx

Минобрнауки России«Юго-Западный государственный университет»административного и трудового права«Трудовое право»«Коллективные трудовые споры:понятие,виды и порядок разрешения»40.05.02.–Правоохранительнаядеятельность19

Юго-Западный государственный университетКафедра

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студент шифр

40.05.02«Коллективные трудовые споры:понятие,виды и порядок разрешения»

Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, иные нормативно-правовые акты, учебная литература, журнальные статьи: Гришин В.Д., Бунтовская Л.Л., Хильчук, Е.Л. и др.

ВведениеГлава1.Коллективные трудовые споры как юридическая категорияГлава2.Порядок разрешения коллективных трудовых споров:исследовательский анализЗаключениеСписок использованных источников

Задание принял к исполнению ___________________

(подпись, дата)(инициалы, фамилия)

Курсовая работа на тему: «Коллективные трудовые споры: понятие, виды и порядок разрешения».Объем курсовой работы специалиста равен 26 с., количество иллюстрации: 0,количество таблиц: 0, количество приложений: 0, количество использованныхисточников: 20, количество использованного графического материала: 0.Ключевые слова: трудовой спор, коллективный трудовой спор, примирительная комиссия, работник, работодатель, посредник.Цель работы – рассмотрение особенностей коллективных трудовых споров:понятие, виды и порядок разрешения.Новизна работы заключается в том, что в ходе проведения данного исследования были предприняты попытки исследования и изучения теоретических аспектов коллективных трудовых споров: понятие, виды и порядок их разрешения на основе анализа законодательства РФ, научной и учебной литературы.Область применения: законотворческая, правотворческая, правоприменительная и практическая деятельность.Общественно-социальная значимость работы проявляется в том, что автор приходит к выводу, что для определения понятия «коллективный трудовой спор», необходимо проанализировать его предмет, субъекты, виды и порядок его возникновения и разрешения.Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из:введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.Год выполнения курсовой работы – 2018.

Цель работы – рассмотрение особенностей коллективных трудовых споров:понятие, виды и порядок разрешения.Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Для того чтобы в полной мере выполнить все, поставленные задачи и добиться поставленной цели, была использована литература, рекомендованная для юридических факультетов, действующий Трудовой Кодекс, а также научные статьи различных авторов по вопросам понятия, видов коллективных трудовых споров и порядке их разрешения.Научными разработками, посвященными особенностям коллективных трудовых споров, занимались такие правоведы, как: Л.Л. Бунтовская, Н.А. Колесникова, Ю.А. Нестеров, Е.Л. Хильчук, М.В. Насакина, Ю.О. Сулягина, Л.П. Степанова, Л.Н. Борисова, Р.В. Гришин и другие.Структура данной курсовой работы определена посредствам ее цели и задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав, первая из которых делится на два подпункта, а вторая на три подпункта, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Коллективные трудовые споры как юридическая категория

Выше названное понятие указывает на то, что трудовые споры возникают как из трудовых правоотношений, так и иных правоотношений, непосредственно связанных с ними, включая правоотношения коллективного организационно-управленческого характера.

заключения, выполнения и изменения коллективных соглашений, договоров, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.Из сказанного следует, что поводом к коллективному трудовому спору является отказ работодателя от учета мнения профкома, а также спор является коллективным трудовым спором при наличии трех признаков одновременно: предмет, субъект и процедура возникновения.Субъектом коллективного трудового спора выступают сами спорящие стороны:7

Согласно ТК РФ, коллективный трудовой спор также может возникнуть между представителями работников и работодателей, поскольку они являются коллективными субъектами, и могут осуществлять свои права и обязанности только через представителей.Субъектом коллективного трудового спора на локальном уровне выступают работники организаций, филиалов и т.д. Работники, которые составляют отдельные группы по иным критериям (члены профсоюза, работники цеха, смены определенной профессии), не могут быть субъектами спора.

Первая группа, которую выделяют из предмета коллективного трудового спора, представляет собой оспаривание условий труда, устанавливаемые для всех работников организации или отдельной группы. Предметом коллективного трудового спора выступают условия труда, которые устанавливаются илиизменяются работодателем. Если же условия труда, определяются законодательством, то предмет спора будет отсутствовать.При заключении, изменении и выполнении коллективных договоров и соглашений предметом коллективного трудового спора является отказ или препятствие в проведение работодателем участия в переговорах по заключению коллективного договора, а также при отказе работодателя после переговоров заключить коллективный договор или внести в него изменение условий труда.Предметом коллективного трудового спора при выполнении коллективного договора является нарушение работодателем обязательств норм об условиях труда, содержащихся в коллективном договоре.Отказ работодателя учитывать мнение выборного представительного органа работников при принятии нормативно-правовых актов предусматривается в Трудовом Кодексе РФ в качестве предмета коллективного трудового спора.Включение такого спора в предмет коллективного трудового спора обусловлено содержанием ст. 372 ТК РФ, согласно которой устанавливается «порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права».Поскольку все коллективные трудовые споры появляются на различных уровнях социально-партнерских отношений, то выделяют 5 видов таких споров, возникающих из правоотношений социально-партнерских уровней: Российской Федерации; субъекта РФ; территории; отрасли; профессии.

уровня организации.Итак, коллективные трудовые споры – это споры в сфере социально-партнерских отношения на различных их уровнях. Он возникает между коллективными участниками, при этом коллектив может быть только с одной стороны, и направлен на защиту прав работников, связанных с их участием в правовом регулировании трудовых отношения и реализацией норм, установленных в порядке коллективно-договорного регулирования.

1.2 Выдвижение требований работниками и их представителямиВыдвижение требований работниками, их представителями является сложной, формализованной процедурой.На локальном уровне требования, выдвигаемые к работодателю, должны утверждаться на общем собрании. Исходя из этого, процедура выдвижения требований проходит в несколько этапов.Во-первых, вынесение требований на рассмотрение работниками различных организаций, филиалов, иных обособленных структурных подразделений на общем собрании.Во-вторых, вынесение требований на рассмотрение представительными органами работников различных организаций, филиалов, иных обособленных

структурных подразделений на общем собрании, а после утверждение данных требований на общем собрании.

Действующий Трудовой Кодекс РФ устанавливает порядок проведения собраний (конференций) работников и принятия решения:

которые присутствуют на собрании.Работодатель обязуется предоставить работникам, их представителям помещение для проведения собраний, и не вправе препятствовать их проведению. В случае не соблюдения названных обязательств, работодатель может быть привлечен

При выдвижении требований работниками, данные требования возможнонаправить в государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, который, в свою очередь, должен проверить осведомленность о требованиях другой стороной спора.Выдвигаемые требования работников, их представителей оформляются в письменном виде и передаются работодателю, соответствующими сторонами социального партнерства.Работодатель в течение двух календарных рабочих дней обязан рассмотреть данные требования и сообщить свое решение представительному органу работников в письменной форме.Объединения работодатели, а также иные представители работодателей в течение трех недель, должны рассмотреть требования профсоюзных объединений и сообщить им о своем решении в письменной форме.

Уклонение работодателем, его представителем от получения требований работников влечет, согласно ст. 5.32 КоАП РФ, наложение административного штрафа в размере от 1 до 3 тысяч рублей.Следовательно, факт разногласия сторон подтверждается:

Читайте также:  ВАК РФ - официальный сайт диссертаций

Данные поводы являются началом коллективного трудового спора. Ст. 398 ТК РФ раскрывает понятие «момент начала коллективного трудового спора». Это — день сообщения работодателя или его представителя о полном или частичном уклонении от требований работников, или же неосведомленность, в установленный законом срок, о своем решении, а также дата составления соответствующего документа (протокола).Обращение работников с коллективным трудовым спором является главной формой защиты их прав и интересов. Следовательно, трудовой спор возникает с момента вынесения разногласия на рассмотрение юрисдикционного органа.Таким образом, коллективный трудовой спор – это спор между коллективными участниками, который направлен на защиту прав работников, связанных с их реализацией в трудовых отношениях в порядке, установленном коллективно-договорным регулированием.Сторонами такого спора выступают работники и работодатели, также в литературе можно найти и упоминание о том, что также профсоюз является стороной коллективного трудового договора.

Похожие работы

Выполнил студент группы 17––ЗЭБ––ЭК1 Григорьев А.В.

Работа допущена к защите __________________________________________

Руководитель работы _______________________________________________

Защищена ___________________        Оценка___________________________

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»

Профессор В.А. Семидоцкий

Студенту Гаспаряну Араму Арменовичу                       группы 15––ЗЭБ––ЭК1

факультета экономики, управления и бизнеса

направления 38.03.01 Финансы и кредит

Тема курсовой работы: Международная трудовая миграция

Содержание задания: Изучить теоретические основы трудовой миграции. Провести анализ миграционной политики России. Исследовать динамику миграции в России и дать рекомендации по её улучшению.

Объём работы 25 с.

Рекомендуемая литература: Чеботарёв Н. Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для бакалавров. –– М: Дашков и К., 2013. –– 350 с., В.М. Хлыпалов.  Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебное пособие, 2014 –– 481 с.

Сроки выполнения: с «__» _____________ по «__» _______________ 201_г.

Срок защиты:                                                          «__»________________201_г.

Дата выдачи задания:                                                    «__»________________201_г.

Дата сдачи работы на кафедру                              «__»________________201_г.

Задание принял студент   __________________________________________

Руководитель курсовой работы _______________________

Курсовая работа 36 с., 1 рис., 3 табл., 11 источников.

МИГРАЦИЯ, ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ, НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ, МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ, ИММИГРАЦИЯ, ЭМИГРАЦИЯ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, РЫНОК ТРУДА, НАСЕЛЕНИЕ, ДЕМОГРАФИЯ

Объект исследования –– трудовая миграция как форма мирового рынка труда.

Цель работы –– исследовать теоретические основы миграции. Проанализировать динамику миграции в России за последние годы. Изучить статистические данные миграции в России за последние 5 лет и проанализировать их. На конкретных изученных данных указать проблемы и достижения российской миграционной политики.

В работе использованы аналитический, сравнительный, теоретический, статистический и другие методы.

В результате проведенного исследования выявлены успехи и неудачи миграционной политики России.

Представлены рекомендации по улучшению российской миграционной политики.

В эру глобализации экономики отдельных государств, по существу, вовлекаются в мировую. При этом функционирование глобальной экономики сильно зависит от формирования международного рынка труда. Мировая трудовая миграция традиционно выступает в качестве одного из наиважнейших механизмов формирования рынка труда. Она органично включается в контекст глобальных процессов, превращаясь в неотъемлемую часть современной системы мирового хозяйства. По этой причине итровая трудовая миграция играет все более важную роль в развитии как экономики отдельных государств, так и мировой экономики.

Для сегодняшней России довольно таки актуален вопрос о том, как миграция воздействует на развитие национальной экономики. Страна, практически став одним из мировых лидеров по уровню миграции, особенно нелегальной, подошла к осознанию предельной важности изменений в своей миграционной политике. Много времени разнообразные кризисы не позволяли увидеть данную проблему, выступающую сегодня в качестве дестабилизирующего фактора в социально––политической и экономической сферах.

Миграция, в частности нелегальная, подпитывает «теневую экономику» и создаёт множество других сопутствующих неблагоприяных процессов в обществе.

На сегодняшний  день существует достаточно широкий круг научных работ в области трудовой миграции. Среди исследований отечественных и иностранных авторов следует выделить труды В.И. Бутова, О. Воробъевой, , В. Ершова, В.Г. Игнатова и В. Ионцева и М. Вышегородцева

Современному состоянию государственного регулирования внешней трудовой миграции огромное внимание уделяется в публикациях Н.Г. Вишневского, Д.В. Колесова, С.К. Болдыревой.

Принимая во внимание то, что ускоряющийся процесс международной миграции начался не так давно, а понимание данного явления отнюдь не полно, необходимо объективно оценить сложившуюся в этой области ситуацию.

Цель исследования состоит в анализе современных процессов в сфере международной миграции рабочей силы и выработка предложений по дальнейшей модернизации миграционной политики в отношении трудовых мигрантов.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Объект исследования –– международная трудовая миграция как форма мирового рынка труда.

Предмет исследования –– российские механизмы управления международной трудовой миграцией.

Работа основывается на интернациональных и российских нормативно–правовых источниках, статистической информации об объемах, структуре и характере трудовой миграции в России и в мире, экспертных оценках масштабов и направлений трудовой миграции и множественных  исследованиях по названным проблемам.

1 Теоретические основы миграции

1.1 Понятие и виды международной трудовой миграции

Два главных вида международной миграции работоспособного населения:

1.международная трудовая миграция;

2.международная переселенческая миграция.

Изначально преобладала переселенческая миграция населения. В результате такой миграции сформировалась значительная часть населения Канады, Австралии, Соединённых Штатов Америки и некоторых других стран. Такая миграция предполагала перемещение мигрантов через границы государств и смену места жительства навсегда.

Международной трудовой миграцией называют процесс движения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на наиболее выгодных условиях.

При исследовании миграции перемещение населения рассмаривают в трёх аспектах: во–первых, как многообразие пространственного перемещения людей безотносительно его характера и целей; во–вторых, пространственные перемещения между населенными пунктами влекут за собой долгосрочную или кратковременную смену места жительства и работы; в–третьих, процесс миграции населения ведет к территориальному перераспределению. Сегодня именно третий вид миграции, как правило, приводит к тому, что жители стран с довольно высокой плотностью населения переезжают на территорию других стран, где плотность населения гораздо ниже и есть избыток рабочих мест.

Международная миграция возникла несколько столетий назад и за прошедшее время сильно изменилась. Теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60–х годов в рамках моделей экономического роста. Их ключевой тезис заключается в том, что международная миграция рабочей силы, как одного из факторов производства, влияет на темпы экономического роста.

В соответствии с классификацией международной организации труда различают пять основных типов современной международной миграции:

Классификация форм миграции рабочей силы представленна в таблице 1.1.

Таблица 1.1 –– Классификация форм миграции рабочей силы.

1.2 Причины международной трудовой миграции

Факторы международной трудовой миграции делят на экономические и неэкономические. Экономические факторы состоят в различном экономическом уровне развития различных государств. Рабочая сила двигается из государств с низким уровнем жизни в государства с высоким уровнем. Вероятность миграции появляется вследствие национальных отличий в условиях заработной платы за различную профессиональную деятельность.

Читайте также:  МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ 2014-2015Кафедра вычислительной физики - Казанский (Приволжский) федеральный университет

Значимым экономическим фактором, обусловливающим миграцию рабочей силы, является присутствие органической безработицы в некоторых из стран. Чаще всего в слаборазвитых. Также важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, и деятельность транснациональных корпораций. Такие корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя или движение рабочей силы к капиталу, или движение капитала в регионы с избытком рабочей силы. От части способствует развитию международной трудовой миграции и развитие средств транспортной связи.

К неэкономическим факторам относятся политические, национальные, религиозные  и другие условия, ведущие к миграции, носящей массовый характер.

Причиной участия в международной трудовой миграции может быть поиски работы только чтобы только существовать. Эта причина свойственна для миграции неквалифицированной рабочей силы из отстающих стран, в которых высокий уровень безработицы. Она характерна для миграции, например, из государств африканских и азиатских в Европейские государства.

К факторам миграции в экономически развитых странах можно отнести  поиск определённой работы с целью самовыражения и социально–культурные и психологические условия жизни.  Здесь также имеют своё влияние экономические факторы, но они имеют иной смысл. К примеру, высокий уровень подоходного налога в Швеции провоцирует к миграции высококвалифицированную рабочую силу и работников сферы интеллектуального.

Сейчас абсолютное большинство государств активно воздействует на импорт и экспорт рабочей силы. Государственное регулирование ориентированно на то, чтобы получить максимально возможный эффект от положительных последствий международной миграции и минимизировать её отрицательные последствия.

1.3 Функции международной трудовой миграции

Первая функция миграции состоит в перераспределении населения между отдельными территориями одного государства, в том числе между природными районами и разными типами сельских и городских поселений. Особенностью данной функции является её межтерриториальный характер, так как для такого распределения должно взаимодействовать население нескольких регионов.

Второй функцией миграции является селективная функция.  Её  сущность в том, что изменяется качественный состав населения разных территорий из-за того, что различные социально–демографические группы участвуют в миграции по-разному. Активнее всего в миграции участвуют лица трудоспособного возраста и мужчины, женщины мигрируют гораздо реже. Также отличаются и миграционные подвижности лиц различных национальностей.

В различных социально–экономических условиях миграция выполняет функции, которые присущи именно этим условиям. Самыми важными из этих функций являются социальная и экономическая. Экономическая функция миграции –– обеспечение соединения рабочей силы и средств производства и их функционирование в процессе производства. Исполнение этой задачи на основе реализации основных функций миграции обеспечивает качественное и количественное соответствие факторов производства. Социальная функция миграции состоит в стремлении наиболее всесторонне удовлетворить потребности благодаря изменению места жительства. Эта функция способствует повышению уровня социального развития и жизни в целом.

Одна из популярных точек зрения касательно привлечения и расширения использования иностранной рабочей силы в связи с тем, что увеличится уровень нелегальной трудовой миграции. будет сопровождаться возрастанием проблем в сфере занятости. Иная версия теории утверждает, что активизация внешней трудовой миграции в Российскую Федерацию вполне нормальное явление в условиях выздоравливающей экономики, и мигранты обеспечат уравновесят рынок труда.

Отсюда можно сделать вывод, что сегодня в международном обмене трудовыми ресурсами принимает участие всё большее количество стран. Международная трудовая миграция стала неотъемлемой частью нынешней системы мирового хозяйства, нормой существования основной массы стран.

1.4 Регулирование трудовой миграции

Мировая трудовая миграция регулируется при помощи заключения между государствами многосторонних соглашений. Данные соглашения регулируют количество мигрантов, а иногда даже их состояние здоровья, возраст и пол. Такие соглашения заключены например между Россией, Молдовой и рядом стран. Они обозначают порядок миграции между государствами.

Принимая во внимание, что руководства всех государств суверенны в своем праве выбирать основные цели и направления миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих трудовую миграцию, важным условием при составлении соглашений является соблюдение правовых норм, которые закреплены в документах интернациональных организаций.

Главная особенность процесса миграции рабочей силы заключается в том, что его регулирование осуществляется несколькими субъектами, которые действуют на разные стадии движения мигрантов и часто имеющими  различные цели. Страны, принимающие трудовых мигрантов, отвечают за их вовлечение в систему трудовых отношений. Основной же функцией отправляющих стран является регулирование оттока и защита прав своих граждан в других странах.

Основа миграционной политики –– регулирование выезда рабочей силы из страны, её пребывания за рубежом и возвращения на родину.

1.5 Экономические последствия международной трудовой  миграции

Миграция имеет экономические последствия и для отправляющей, и для принимающей страны. Во многих странах, таких как США считают, что в конечном счете выигрывает страна, которая принимает мигрантов, а население других стран смотрит на эту ситуацию иначе. В зависимости от состояния рынка труда и от типа мигрирующего труда в странах–импортёрах и экспортёрах результаты будут различаться.

Негативные же последствия для стран–экспортёров состоят в том, что часто из страны уезжают квалифицированные кадры трудоспособного возраста, которые ухудшают демографию, образуя так называемую утечку умов.

Странам же импортерам трудовая миграция квалифицированных кадров дает возможность использовать труд иностранных работников без каких–либо затрат на подготовку. Стоимость человеческого капитала специалистов, иммигрировавших в США за 1961 – 1972гг. по оценкам ЮНКТАД составила 25 млрд. долл. А иммиграция рабочей силы без квалификации даёт коренному населению возможность заниматься более интеллектуальным трудом.

Так как средний возраст мигрантов зачастую ниже среднего возраста местного населения, миграция образует омоложение населения страны–импортёра. Также этому способствует то, что у мигрантов нередко  больше детей.

Несмотря на принятую мировой организацией труда Конвенцию о защите  мигрантов, уровень их социальной защищённости оставляет желать лучшего.

2 Анализ трудовой миграции в Российской Федерации

2.1 Внутренняя миграция в России

Значительную роль в формировании и развитии миграционного потенциала сегодня играют следующие факторы: высвобождение трудовых ресурсов после сокращения производства и, следовательно, появление безработных, возвращение в Российскую Федерацию мигрантов из за рубежа

Основным компонентом в миграционных процессах регионов страны является внутренняя миграция населения, её объемы и направления оказывают ощутимое влияние на перераспределение численности населения между субъектами Российской Федерации. Внутренняя миграция в общем миграционном обороте в 2015 год составила 89%. 50% внутрироссийских миграций приходится на переселение из одного региона в другой. Количество внутрироссийских мигрантов по округам за 2015 год отображено в таблице 2.1

Таблица 2.1–– Число внутренних мигрантов в РФ в 2015году.

Продолжение таблицы 2.1

Данные Госкомстата свидетельствуют о том, что наибольший отток населения произошёл из Приволжского ФО, что во многом обусловлено близостью Центрального ФО. В субъектах РФ, входящих в состав федеральных округов, миграция тоже носит неравномерный характер, в частности, из четырнадцати регионов Приволжского федерального округа миграционный прирост сохранила только Республика Татарстан.

Миграционные потоки направлены из Дальнего Востока в Южный и Центральный федеральные округа. Из этого можно сделать вывод, что наибольшую роль в миграционной привлекательности регионов играют экономические и природно–климатические факторы.

Читайте также:  Кандидатская диссертация по медицине —

Данные о миграционной привлекательности конкретных регионов приведены в таблице 2.2

Таблица 2.2–– миграционная привлекательность регионов в 1991––2012 гг.

Среди регионов––доноров, отдающих население практически всем остальным субъектам страны, лидером является Дагестан, отдающий до 10 тысяч человек в год. В постсоветские время население не менее активно покидает Магадан и Коми, ставшие трудоизбыточными.

2.2 Внешняя миграция в России

В 2015 году внешняя миграция в России составила всего 11% от общего миграционного оборота, но именно она воздействует на изменение численности населения Российской Федерации.

Изменения в миграционном законодательстве ощутимо сказываются на объемы международной миграции. Увеличение числа прибывших в 2015 году, например, можно объяснить введением упрощенного приема граждан стран СНГ.

В 2015 году около 90% (536 тыс. человек) всех иммигрантов составляли бывшие жители стран–участников СНГ, из них 62% (334 тыс человек) ––граждане Украины, Узбекистана и Казахстана (соответственно 194 тыс. человек, 75,2 тыс. и 65,8 тыс. человек), что видно по рисунку 2.3.

Рисунок 2.3–Удельный вес иммигрантов из стран–участников СНГ, 2015г.,%

Рисунок 2.4 –– Число эмигрантов, 2012––2015гг., тыс. чел.

Причины внешней трудовой миграции в России с экономической точки зрения можно свести к двум основным: различиям в уровнях заработной платы и в состоянии рынка труда. Здесь главной причиной трудовой миграции в РФ является относительная привлекательность при рассмотрении с точки зрения уровня жизни и возможности получения более высокой зарплаты. Не менее важной причиной, определяющей приток трудовых мигрантов, является ситуация на рынке труда, где сложился устойчивый спрос на иностранную рабочую силу. Отток же населения из страны в свою очередь обусловлен обвалом национальной валюты Российской Федерации.

2.3 Мероприятия направленные на решение проблем российского рынка труда

Анализ опыта многих стран показывает, что для решения некоторых проблем рынка труда целесообразно было бы создать фирмы по поиску, оформлению и трудоустройству иностранной рабочей силы в различных секторах экономики России и своевременном информировании мигрантов о вакансиях и потребностях работодателей в субъектах федерации. Компании эти должны создаваться с участием как частного, так и государственного капитала.

Процедуру временного оформления на работу трудовых мигрантов необходимо упростить и ускорить для работодателя. Данная процедура должна осуществляться через службу занятости населения, ограничиваться по срокам и иметь уведомительный характер.

Необходимо организовать систематический контроль за соблюдением условий труда и техники безопасности на производстве, условий проживания трудовых мигрантов и законности проживания  мигрантов и осуществления ими трудовой деятельности. Так как нелегальная миграция влияет на рынок труда крайне отрицательно, следует чаще проверять работодателей на эксплуатацию труда нелегальных мигрантов и ужесточить за неё наказание. Не менее важно стимулировать работодателей, которые оформляют на работу мигрантов на законных основаниях и обеспечивают социальное страхование и безопасность труда, снизив для работодателей уровень социальных начислений. Также нужно информировать работодателей о правовых нормах, регулирующих пребывание в России трудовых мигрантов.

Было бы целесообразно организовать на базе организации сети общедоступных консультационных пунктов в разных регионах систему информационной поддержки для помощи в вопросах обеспечения прав иммигрантов и соблюдения условий их проживания на территории Российской Федерации. Важно доводить до иностранных рабочих правила оформления документов и работы посредством таких средств информирования, как стенды на вокзалах, у федеральной миграционной службы и других местах посещаемых мигрантами.

В нынешних условиях выхода из кризиса экономики России в долгосрочной перспективе усилится потребность в  первую очередь в  опытных иностранных специалистах определенных профессий, прежде всего в сельском хозяйстве и лёгкой промышленности. Не останутся без работы и трудовые мигранты низкой квалификации. Низкоквалифицированных трудовых мигрантов  необходимо принимать на временной основе на четко оговоренные сроки в трудовом договоре, с последующим выездом из страны без предоставления гражданства. Главными критериями их въезда должны быть  знание русского языка и отсутствие серьёзных заразных болезней.

В случае же с высококвалифицированными работниками необходимо учитывать как минимум наличие диплома и опыта работы по специальности. Исследовав рынки труда различных стран, можно сделать вывод, что данная категория мигрантов является источником пополнения не только трудовых ресурсов, но и постоянного населения. В Америке и множестве других стран высококвалифицированные профессионалы спустя несколько лет проживания получают гражданство, переходя тем самым из категории временных трудовых мигрантов в постоянных, и тогда за счёт них решаются демографические проблемы принимающей их страны.

Без принятия в сфере миграционной жизнедеятельности законодательными органами власти ряда мер, направленных на правовую поддержку соотечественников за рубежом улучшение миграционной ситуации в стране недостижимо.

Необходимо также чётко установить условия и сроки решения проблем вынужденных переселенцев, а именно их обустройство на новых местах пребывания, возвращение в места постоянного проживания и привлечение к решению этих проблем стран нового зарубежья, откуда прибыли в Россию вынужденные мигранты.

Подводя общий итог курсовой работы нельзя не отметить, что миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

Страна,  принимающая иностранную рабочую силу, использует ее как фактор развития своих производительных сил. Иммигранты работают в трудоемких отраслях и видах производств, не пользующихся высоким спросом у коренного населения. Также иммигранты способствуют нормальному процессу обобществленного производства.

Иммиграция даёт промышленно развитым странам возможность провести перемещение трудовых ресурсов и достичь пропорции в распределении факторов производства между отраслями, которые подверглись значительным структурным изменения в связи с научно–технической революцией, с меньшими затратами. Перенаправление национальной рабочей силы в наиболее развивающиеся экономические отрасли ведет к росту ее квалификации. В результате развития процессов мировой трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом –– иностранной.

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что миграционные процессы в  современных условиях определяют прирост численности населения и являются крайне разнообразными по социальному и этническому составу мигрантов.

Чтобы усилить положительный эффект, который получает страна в результате трудовой миграции и минимизировать её отрицательные последствия, государства используют политические средства. Даже незначительные ошибки в выборе цели государственной миграционной политики вызывают отрицательные последствия, которые выражаются ростом нелегальной миграции. Особенно в этой области очевидна неэффективность каких–то жестких мер и необходимость направляющих воздействий со стороны многих стран.

В Российской Федерации создана правовая основа миграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены многосторонние соглашения с рядом государств по миграции трудовых ресурсов. Главным направлением интегрирования Российской Федерации в мировое сообщество должна стать ратификация интернациональных конвенций, регламентирующих порядок и процессы трудовой миграции.

  • Г.Г. Балабанова, Б. Г. Гусейновна, Г. Л. Григорьевич, Д. Т. Алексеевна. Глобальные экономические проблемы современности. Учебное пособие, 2004.
  • В.М. Хлыпалов. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебное пособие, 2014.
Оцените статью
VIPdisser.ru