Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
Методы исследования
Детские страхи в той или иной степени
обусловлены возрастными особенностями
и имеют временный характер. Однако те
детские страхи, которые сохраняются длительное
время и тяжело переживаются ребёнком,
говорит о его нервной ослабленности,
неправильном поведении родителей, конфликтных
отношениях в семье и в целом являются
признаком неблагополучия. Большинство
причин, как отмечают психологи, лежат
в области семейных отношений, таких как
попустительство, непоследовательность
в воспитании, отрицательное или слишком
требовательное отношение к ребёнку, которое
порождает в нём тревогу и затем формирует
враждебность к миру.
В последнее время вопросы диагностики
и коррекции страхов приобрели важное
значение из-за их довольно широкого распространения
среди детей. Родители одиночки, становятся
агрессивными, вечно занятые, им некогда
заниматься воспитанием детей, воспитанием
детей занимаются время от времени, вследствие
этого у детей в таких семьях могут возникать
различные страхи. В связи с вышесказанным остро встает
необходимость своевременного выявления
детских страхов и их особенностей для
своевременного проведения коррекционной
работы.
Объект: страхи дошкольников, воспитывающихся
в полных и неполных семьях.
Предмет: особенности страхов дошкольников,
воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Гипотеза: мы предполагаем, что наибольшее влияние
на возникновение страхов влияют неполные
семьи.
Цель: выявить особенности страхов дошкольников,
воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Исходя из цели исследования, были поставлены
следующие задачи:
РАЗДЕЛ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
РАЗДЕЛ
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Детские страхи – весьма распространенное
неблагополучие в воспитании
ребенка.
Проявления детских страхов очень разнообразны.
Некоторым
детям
свойственны ночные кошмары, когда
ребенок просыпается с плачем
и зовет мать, требует, чтобы взрослые
спали вместе с ним. Другие отказываются
оставаться одни в комнате, боятся темноты,
опасаются выходить на лестницу без
родителей, иногда возникают страхи
за родителей, дети тревожатся, что
с их мамой или папой что-нибудь
случится. Некоторые дети отказываются
кататься с горки, преодолевать препятствия,
плавать в бассейне, убегают от
приближающейся собаки, не остаются одни,
не идут к врачу и т.д.
Исходя
из актуальности проблемы была определена
цель курсовой работы: изучить психологические
особенности проявления страхов у детей
дошкольного возраста из неполных семей
Объект
исследования: виды страхов у детей
дошкольного возраста
Предмет
исследования: особенности проявления
страхов у детей дошкольного возраста
из неполных семей
Коэффициент
страхов у детей дошкольного возраста
из неполных семей выше коэффициента страхов
их сверстников из полных семей.
Задачи:
1. Провести анализ имеющейся, по данному
вопросу, научной литературы
2. Изучить
методики выявления страхов у детей дошкольного
возраста
3. Провести
диагностику на наличие страха у детей
данной возрастной группы
4. Изучить
психологические особенности проявления
страхов у детей дошкольного возраста,
проживающих в неполных семьях
5. Выявить
различие или сходства страхов
у детей старшего дошкольного
возраста, проживающих в полной и неполной
семье
Организация
исследования: работа выполнена на базе
ДОУ №14 г. Дзержинска Донецкой обл.
В исследовании
приняли участие 60 дошкольников
4-6 лет, из них 30 проживающих в полных семьях
и 30 человек из неполных семей
Методы
исследования: беседа, наблюдение, экспериментально-психологический
, статистический методы
1.1.1
Понятие страха, особенности
проявления
Страх
основан на инстинкте самосохранения,
имеет защитный характер и сопровождается
определёнными изменениями высшей
нервной деятельности, отражается на
частоте пульса и дыхания, показателях
артериального давления, выделении
желудочного сока.
Однако при неврозах люди не оказывают
сопротивление страху: и дети, и взрослые
отступают, «закрывая глаза и уши», уходят
в себя настолько, что не могут общаться
с людьми. Им везде мерещатся опасности,
ловушки, они вырабатывают защитные ритуалы
– не ходить без сопровождения, не оставаться
одному, не сидеть с незнакомым человеком,
избегать любого скопления людей, даже
если это несколько человек. Ребенок не
может ничего делать самостоятельно, лебезит,
заискивает или заикается, без конца просит
прощения, прячет глаза, хочет, чтобы его
водили за ручку,
Частым последствием развития
страха как подконтрольного процесса
являются панические реакции,
когда опасность приобретает
гигантские размеры, чувство страха
возникает неожиданно, сопровождается
бегством, или торможением, или
неоправданной агрессией.
Различия между страхом и тревогой
незначительны, их объединяет
чувство беспокойства. Тревога –
это скорее предчувствие опасности
и возбуждение при этом, ужас,
затормаживающий все остальные
эмоции, — незамедлительная реакция
на опасность занимает промежуточное
место между тревогой и ужасом.
Таким образом, как видим, изучением
страха занимались многие ученые, выдвинуто
множество трактовок понятия страха. Из
всего этого научного многообразия можно
выделить то, что беспокойство, тревога,
страх – такие же эмоциональные неотъемлемые
проявления нашей психической жизни, как
и радость, восхищение, гнев, удивление,
печаль. Следовательно, для человека как
биологического существа возникновение
страха не только целесообразно, но и полезно.
Однако для человека как социального существа
страх часто становится препятствием
для достижения поставленных им целей.
1.1.2 Причины возникновения
страха
Поэтому, учитывая все выше сказанное, необходимо выделить следующие основные параметры в работе с детскими страхами
-Чтобы существенно снизить тревожность ребенка перед поступлением в школу необходимо педагогам и родителям обеспечить реальный успех ребенка, в какой либо деятельности. Необходим щадящий режим в той области, в которой успехи невелики.
-Педагогам и родителям решившим помочь детям избавиться от страха, можно использовать программу коррекционной работы, коррекционные игры и задания, которые должны подбираться на основе проведённых диагностических методик.
-Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, преподавателям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему, как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть.
-С целью предупреждения появления неврозов у детей, необходимы позитивные перемены в жизни самого ребенка и семьи.
Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка.
1. Большой толковый психологический словарь. / Перевод с англ. Ребер Артур. – М.: АСТ, Вече, 2001. – 560 с.
2. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика — М., 1996. – 247 с.
3. Введение в психологию. / Под. ред. А.В.Петровского. – М.: Академия, 1998. – 576 с.
4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Сост. и научный ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 624 с.
5. Гонкова–Ямпольская Р.В., Черток Т.Л. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста — М.: Просвещение, 1987. – 187 с.
6. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х кн., кн. 4. – М.: «Русский язык», 1982.
7. Дубровина И.В. Данилова Е.Е. Прихожан А.М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических заведений. Под. ред. Дубровиной И.В. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
8. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие под. ред. Дубровиной И.В. – М.: «Академия», 1998.
9. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2003. — №1. – С.20-27.
10.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия – «Психология ребёнка». – СПБ: 2000. – 448 с.
11. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986. – 112 с.
12.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 1993. – 115с.
13. Изард К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. – СПБ: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.
14.Изгард К. Эмоции человека. — М.: Просвещение, 1980. – 320 с.
15.Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. – 1999. — № 9. – С. 22 – 24.
16.Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. — М., 1991. – 134 с.
17.Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А.Карненко. Ред. А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
18. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.
19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 576 с.
20. Овчарова Р.В. Практическая психология — М.: Т.Ц. «Сфера», 1996. — 337 с.
21. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. / Л.В.Кузнецова, Л.И.Солнцева и др.; под. ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
22. Петрунюк В.П., Таран Л.Н. Нервные дети и их воспитание. – М.: «Знание», 1971.
23. Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. / Сост. В.В.Мираненко. – М.: Просвещение, 1990. – 399 с.
24. Психологический словарь. / Под. ред. Ю.Л.Неймера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 604 с.
25. Рогов Е.И. Настольная книга психолога. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 384 с.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПБ: Питер, 2003. – 713 с.
27. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. — ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. – 430 с.
28.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1997. – 332 с.
29.Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 1989. – 296 с.
30.Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД., 1997. – 250 с.
31.Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю.Лукоянова. – М.: Знание, 1981. – 192 с.
32. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1987. – 264 с.
33. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. – 1989. — №4. – С. 12 — 16.
34.Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000. – 704 с.
Министерство
образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный
педагогический
университет имени И.Я.Яковлева»
Факультет дошкольной и коррекционной
педагогики и психологии
Кафедра возрастной психологии
«Коррекция страхов у детей старшего
дошкольного возраста посредством изотерапии»
Глава1.Теоретический анализ проблемы.
1.2.Причины детских страхов.
Глава 2.Методы коррекции страхов в дошкольном
возрасте.
Таким образом, проанализировав разные
трактовки понятия страха, мы остановили
свой выбор на определении данном В.В.Юрчук,
так как оно отличается полнотой, точностью
и современностью. Поэтому в своей работе
мы будем опираться на это определение.
Детские страхи в той или иной степени
обусловлены возрастными особенностями
и имеют временный характер. Однако те
детские страхи, которые сохраняются длительное
время и тяжело переживаются ребёнком,
говорит о нервной ослабленности малыша,
неправильном поведении родителей, конфликтных
отношениях в семье и в целом являются
признаком неблагополучия. Большинство
причин, как отмечают психологи, лежат
в области семейных отношений, таких как
попустительство, непоследовательность
в воспитании, отрицательное или слишком
требовательное отношение к ребёнку, которое
порождает в нём тревогу и затем формирует
враждебность к миру.
Психика
ребенка отличается обостренной восприимчивостью,
ранимостью, неспособностью противостоять
неблагоприятным воздействиям. Невротические
страхи появляются в результате длительных
и неразрешимых переживаний или острых
психических потрясений, часто на фоне
болезненного перенапряжения нервных
процессов. Поэтому невротические страхи
требуют особого внимания психологов,
педагогов и родителей, так как при наличии
таких страхов ребенок становится скованным,
напряженным. Его поведение характеризуется
пассивностью, развивается аффективная
замкнутость. В связи с этим остро встает
вопрос ранней диагностики невротических
страхов.
В последнее
время вопросы диагностики и коррекции
страхов приобрели, важное значение, ввиду
их довольно широкого распространения
среди детей. В связи с вышесказанным остро
встает необходимость комплексного подхода
к решению проблемы коррекции детских
страхов, в частности, привлечения семьи.
Эта работа может выражаться как в ознакомлении
родителей с результатами исследования
в допустимой форме, так и в направлении
родителей на консультацию к специалисту
по семейным вопросам. Такой подход может
воздействовать не только на внешние стороны
проявления страхов, но и на порождающие
его обстоятельства. В работе с детьми
очень важно использовать гибкие формы
психотерапевтической работы. Изотерапия
предоставляет ребенку возможность проигрывать,
переживать, осознавать конфликтную ситуацию,
какую-либо проблему наиболее удобным
для психики ребенка способом. Изотерапевтические
методики позволяют погружаться в проблему
на столько насколько человек готов к
ее переживанию. Сам ребенок, как правило,
даже не осознает то, что с ним происходит.
Теоретические основы терапии с помощью
изобразительного искусства исходят из
психоаналитического воззрения Фрейда,
аналитической психологии Юнга, который
использовал собственное рисование для
подтверждения идеи о первоначальных
и универсальных символах, из динамической
теории терапевтической помощи графическим
самовыражением Наумбургх.
Влияние
изобразительной деятельности на эмоциональное
состояние личности изучается специалистами
разных профилей: педагогами, психологами,
философами, художниками, психотерапевтами.
Положительное
влияние изобразительного творчества
на человека анализировали отечественные
и зарубежные учёные (А.В. Запорожец, Е.И.
Игнатьев, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.П.
Сакулина, Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд,
У. Ламберт и др.)
В процессе
изобразительной деятельности создаются
благоприятные условия для развития положительных
эмоций. Она позволяет почувствовать себя
художником, осознать свой потенциал,
изменить самооценку и взаимоотношения
с миром, с окружающими.
Благотворительное
влияние искусства на жизнь и здоровье
людей известно давно, поэтому к нему стали
настойчиво обращаться. Искусство помогало
людям приобрести психическую устойчивость
и активность. Психотерапевтические и
развивающие функции искусства заключаются
в самой его природе. Искусство не только
приносит эстетическое удовлетворение,
но и помогает ребёнку уберечься и защититься
от того, что ему мешает нормально развиваться.
Катарсистическое
(очищающее) воздействие искусства известно
со времён Древней Греции. Под понятием
“ катарсис” древнегреческие философы
подразумевали психологическое очищение,
которое обычно испытывает человек после
общения с искусством. Функция катарсиса
состоит в разрядке чувств.
Изотерапия
используется как средство общения педагога
с воспитанниками на символическом уровне.
Образы художественного творчества отражают
все виды подсознательных процессов, включая
страхи, внутренние конфликты, воспоминания
детства, сновидения – все те явления,
которые анализируются психотерапевтами
фрейдистской ориентации. Хотя сам Фрейд
в своей работе с пациентами не пользовался
изотерапией, он был близок к тому, чтобы
именно ей отдать предпочтение: мы переживаем
сновидения по большей части как зрительные
образы. В сновидениях могут присутствовать
чувства или ощущения, в них могут вплетаться
мысли, но тем не менее сновидения – это
в первую очередь зрительные образы. И
от части затруднения при описании сновидений
возникают именно в связи с тем, что для
этого приходится пользоваться словами.
Психоаналитические
теории оказали большое влияние на представление
арттерапевтов М.Намбург, Э.Крамер, И. Чампертон
и послужили теоретическому обоснованию
положительного воздействия художественного
творчества на эмоциональную сферу.
Согласно
М.Намбург, в результате художественных
занятий постепенно преодолеваются сомнения
в своей способности свободно выражать
страхи, потребности, фантазии в рисунках.
Э.Крамер акцентирует другие факторы воздействия
изотерапии. Основным в достижении положительных
эффектов изотерапии она считает неограниченные
возможности самого процесса художественного
творчества, дающего возможность выражать
и повторно переживать внутренние конфликты:
“ В процессе творческого акта внутренние
конфликты переживаются вновь, осознаются
и, в конечном счёте, разрешаются”.
Страхи, эмоциональные нарушения поддаются
коррекции и без последствий проходят
у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно
важно своевременно обращаться к специалисту,
принять меры по преодолению фобий у ребёнка.
B связи с этим, наиболее актуальной для
практической психологии и педагогики,
является задача поиска наиболее эффективных
путей выявления и преодоления психического
неблагополучия ребёнка.
Понятие страха
Многозначность и семантическая
неопределенность термина «страх» в психологии
является следствием его использования
в различных значениях. Это и гипотетическая,
«промежуточная переменная», и временное
психическое состояние, возникшее под
воздействием стрессовых факторов, и фрустрация
социальных потребностей, и свойство личности,
которое дается через описание внутренних
факторов и внешних характеристик при
помощи родственных понятий, и мотивационный
конфликт.
Ф. Риман и О. Маурер трактовали
страх как реальный сигнал, предупреждающий
о приближающейся угрозе и мотивирующий
защитные реакции. Позже О. Маурер пришел
к выводу, что чувство страха является
единственной движущей силой поведения
человека на уровне «Я».
Страхи детей – это нормальное
явление в их развитии. Возрастные страхи
самопроизвольно проходят с возрастом.
Негативное воздействие способны оказать
лишь неадекватные, чрезмерно сильные,
болезненно заостренные страхи или очень
частое переживание состояния страха.
В таком случае развивается «невроз страха».
К его развитию могут приводить как внутренние
факторы (например, повышенная тревожность,
беспокойство, мнительность), так и внешние
социальные факторы (неправильное воспитание,
гиперопека, гипоопека, повышенная требовательность
к ребенку, эгоцентрическое воспитание).
Гораздо более распространены
так называемые внушенные детские страхи.
Их источник – взрослые, окружающие ребенка
(родители, бабушки, воспитатели), которые
непроизвольно заражают ребенка страхом,
тем что излишне настойчиво, подчеркнуто
эмоционально указывают на наличие опасности.
К числу внушенных можно также
отнести и страхи, которые возникают у
излишне тревожных родителей. Разговоры
при ребенке о смерти, болезнях, пожарах,
убийствах отражаются на его психике.
Все это дает основание говорить
об условнорефлекторном характере страха,
даже если ребенок пугается (вздрагивает)
при внезапном стуке или шуме, так как
последний когда-то сопровождался крайне
неприятным переживанием. Подобное сочетание
запечатлелось в памяти в виде определенного
эмоционального следа и теперь непроизвольно
ассоциируется с любым внезапным звуковым
воздействием
Таким образом, страх
– это одно из средств познания окружающей
действительности, ведущее к более избирательному
и критичному отношению к ней. Страх, таким
образом, выполняет определенную социализирующую
и обучающую роль в процессе формирования
личности. Поэтому воспитание устойчивости
к страху направлено не на избавление
от него, а на выработку умения владеть
собой при его наличии, тем более что у
каждого из нас есть естественные психологические
механизмы для его преодоления