- Основная часть
- Основная часть магистерской диссертации
- Из чего состоит структура магистерской диссертации
- Какие могут возникнуть ошибки при написании заключительной части?
- Кто принимает магистерскую диссертацию
- Научная проблема в магистерской диссертации
- Пoнятиe и структурa мaгистeрскoй диссeртaции
- Правила написания магистерской диссертации
- Структура
- Требования к магистерской по гост
Основная часть
При написании основной части необходимо учитывать требования ГОСТ и методические указания соответствующей образовательной организации. Все нюансы оформления, рекомендации по составлению дополнительных структурных единиц документа уточняются у научного руководителя.
Что указывается в тексте основной части магистерской диссертации?
- Краткий анализ истории развития/появления рассматриваемого вопроса по теме исследования.
- Перечисление основных «родоначальников», специализирующихся на теоретическом/практическом аспекте изучения поставленной проблемы.
- Описание степени проработанности научной проблемы в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
- Подбор, систематизация сторонних материалов по теме исследования.
- Всесторонняя характеристика предмета/свойства/явления с вынесением аргументированных рекомендаций/предложений по решению проблемы/совершенствованию процессов/явлений в соответствующей отрасли.
- Объективная оценка нескольких теоретических концепций, разработка методологического подхода к поиску требуемых решений.
Текст основной части магистерской диссертации составляется в научно-публицистическом стиле, обезличенно. Запрещается использование разговорной лексики, жаргона и метафор – это усложняет восприятие работы, способствует снижению общего балла за документ.
Основная часть магистерской диссертации
В этой части изложен основной материал, а также пути решения поставленных задач. Состоит она из 2-3 глав, разделенных на параграфы. Глава должна содержать не менее двух параграфов, объем одного – минимум 6 страниц.
Работа состоит из теоретической, практической и проектной частей. Объем первой составляет около 1/3. В ней отражается умение магистранта систематизировать, обобщать, выделять главное и аргументировать собственную позицию. Если рассматриваются дополнительные информационные источники, выбираются не
Практическая часть содержит анализ изучаемой проблемы. В ней приводятся данные, полученные посредством современных методик, расчеты показателей, которые характеризуют объект исследования. Излагается фактическое состояние изучаемого вопроса на примере конкретных объектов.
Например, на основе статистических данных оценивается работа органов государственной власти или экономических структур. Результатом является выявление правоприменительных проблем в исследуемой области, разработка решений и рекомендаций посредством использования актуальных правовых механизмов, внедрение новых методологий расчета в экономике. Для доказательства своей правоты применяются графики, схемы, диаграммы.
Проектная часть – рекомендации по решению проблемы, анализ результатов внедрения предложенной идеи, подтвержденный расчетами или другими научными методами.
Из чего состоит структура магистерской диссертации
Общепринятая структура магистерской диссертации выглядит следующим образом.
Элемент | Содержание | Объем |
---|---|---|
Титульный лист, титулка, титульник, обложка | Первая страница работы, на которой указывается название образовательного учреждения, кафедры, название и тип работы, дисциплина и специальность, данные автора работы и информация о научном руководителе. Внизу страницы указывают город и год защиты. В зависимости от требования кафедры, могут отдельно указываться данные рецензента, информация о дате защиты и т.д. | 1 страница |
Содержание или оглавление | Пишется в самую последнюю очередь, когда все структурные части готовы и уже не будут переделываться. В оглавлении указываются все части работы, даже те, которые не считаются в общем объеме диссертации — список литературы и приложения. Пространство между названием главы или подглавы и номером страницы заполняется точками. После номера страницы точку не ставят. Названия глав и параграфов пишут без отступов слева | 1-2 страницы |
Список обозначений и сокращений | Все обозначения, сокращения и аббревиатуры, использованные в тексте, с расшифровкой. В этот же список добавляются авторские сокращения, сокращения, используемые на конкретной кафедре и т.д. Оформляется список сокращений на одном листе в виде двух колонок: в первой — сокращение, во второй — расшифровка. Располагается список сокращений между оглавлением и введением | 1-2 страницы |
Введение | Во введение описывают основные параметры работы: ● тему; ● актуальность; ● научную новизну; ● цели и задачи исследования; ● объект и предмет исследования; ● методы исследования. В конце введения описывается структура работы. Введение по объему не превышает 2-3 страниц. В нем не допускается использование графических элементов | 2-3 страницы |
Основная часть | Самый большой структурный элемент, за счет него набирается требуемый объем работы. Объем основной части варьируется в диапазоне 60-80 страниц, точный объем зависит от дисциплины. Количество глав зависит от дисциплины и темы исследования. Количество страниц каждой из трех глав рекомендуется делать одинаковым, не допуская слишком больших разниц в размере | 80% общего объема работы |
Заключение | В заключении автор работы кратко описывает актуальность, цели и задачи исследования и сообщает, что удалось достичь и какие трудности у него возникли. Также в заключении описываются выводы на основе полученных результатов исследования, обосновывается научная новизна исследования. Приводится мнение автора по проблеме, его прогнозы на дальнейшее развитие исследования вопроса | 2-3 страницы |
Список источников (литературы | Список использованной литературы или библиографический список содержит все источники, которые автор использовать в работе. Важно, чтобы на них были ссылки в основном тексте. В зависимости от дисциплины к возрасту источников предъявляются отдельные требования. Чаще всего требуется, чтобы они были не старше 5 лет. Объем списка литературы не нормирован. Сам раздел в общем объеме работы не учитывается | Ограничений по объему нет |
Приложение | Раздел, который всегда размещают в конце работы. В него выносят справочную информацию, которую из-за объема автор не смог поместить в основной текст работы. Упоминая материалы в тексте, он указывает ссылку на конкретный файл. Справочная информация из приложения должна подтверждать тезисы автора работы. В приложение выносятся все виды графических материалов. Объем приложения не регламентируется. При подсчете общего объема работы приложения не учитываются | Ограничений по объему нет |
Автореферат, рецензия и отзыв научного руководителя прикладываются к магистерской диссертации, но в ее структуру не входят.
Какие могут возникнуть ошибки при написании заключительной части?
Заключительная часть магистерской диссертации, пожалуй, является самой значимой во всей работе, так как именно в ней учащийся демонстрирует, ради каких результатов он проводил своё научное исследование. Поэтому её неправильное составление и написание может обернутся довольно низкой общей оценкой, что сведёт практически все труды магистранта на нет. Чтобы такого не случилось, стоит помнить о следующем:
- Нельзя просто бездумно копировать уже имеющиеся выводы или текст из имеющихся у вас литературных источников, подобную информацию нужно обязательно перерабатывать.
- Слишком краткие выводы также могут вызвать не совсем приятные вопросы у комиссии, так как в данном случае они должны быть ёмкими и полностью информативными, поэтому их всё-таки стоит достаточно подробно описывать, но при этом желательно не затянуто.
- Избегайте чрезмерного пафоса, пробуйте писать нейтрально, сохраняя при этом научный стиль повествования. А также старайтесь не писать ничего лишнего, чтобы выводы не получились чересчур размытыми.
В заключение данной статьи хотелось бы сказать, что при написании магистерской диссертации нужно обязательно использовать план в качестве поддержки и опоры, так как он сможет помочь структурировать ваши мысли.
Помимо этого, не помешает очень чётко представлять все значимые структурные части магистерской диссертации, а также точно знать что нужно писать в каждой из них. В таком случае вам будет намного проще работать над своим научным трудом. Соответственно такая деятельность сможет стать для вас не только полезной, но и по-настоящему увлекательной.
Кто принимает магистерскую диссертацию
Чтобы магистерская диссертация была допущена до защиты, она должна иметь соответствующий вид. К защите допускается прошитая работа в твердом переплете типографского типа. Не позднее, чем за две недели до официальной даты защиты, соискатель должен представить работу на профильную кафедру. Дата сдачи работы и подпись автора указывается на последнем листе документа после основного текста.
Как только куратор проекта ознакомиться с окончательным вариантом диссертации, он даёт объективный отзыв-характеристику о проделанной работе своего подопечного. Куратор обязан дать конструктивный, обоснованный отзыв по отношению к диссертации. Достойно ли раскрыта тема в соотношении с ранее поставленными задачами и достигнутыми результатами.
Отзыв куратора передается для ознакомления заведующему отраслевой кафедры. На основании полученных материалов заведующий принимает окончательное решение о допущении соискателя на защиту для получения степени магистра, которое сопровождается записью на титульном листе научно-исследовательской работы.
В случае, когда заведующий отклонил работу и не допустил её до защиты, у магистра остаётся право оспорить решение на соответствующем заседании при участии научного руководителя и совета кафедры.
Научная проблема в магистерской диссертации
Научной проблемой считают пробел, не до конца изученную тему, область, которая затормаживает процесс развития науки или отрасли.
Правильная формулировка научной проблемы позволит соискателю определиться с направлением исследования, а также выбрать сторону, с которой будет рассматриваться данная проблема. Оттуда можно вывести объект работы, его предмет, цели и т.д.
Для того чтобы не ошибиться с правильным выбором проблемы, автору необходимо изучить большое количество литературы, ознакомиться с выводами различных кандидатов, учёных, определить какие теории были выдвинуты до решения данной проблемы.
Зачастую авторы определяются с научной проблемой на этапе поиска и обработки источников информации. Конкретизировать и грамотно поставить суть проблемы можно сразу после одобрения теоретического раздела диссертации.
Иными словами, к окончательной формулировке научной проблемы автор приводит после написания основной части, когда уже были задействованы научные труды, «от» и «до» взвешены все достоинства и недостатки существующих теорий, определены их роли в развитии науки.
Чтобы научная проблема звучала корректно и конкретизирована, при написании её автор должен придерживаться определенной схемы действия:
- Подтверждение рациональности поставленной проблемы.
На этом этапе соискатель должен показать свою заинтересованность в исследовании, рвение к новым открытиям. Чтобы исследование прошло максимально продуктивно, недостаточно сидеть над литературой и изучать. Важно, чтобы автор с интересом выполнял исследование. При личной заинтересованности определить необходимость перемен будет намного проще.
Найти проблему исследования – всего лишь малая часть. Необходимо корректно подтвердить её актуальность и необходимость решения для заполнения пробелов в науке. Положительный исход будет только в том случае, если автор определит значимость рассматриваемого вопроса и его роль в развитии научной мысли, жизни.
- Соотношение научной проблемы и поставленной цели
Здесь очень важно, что поставленная цель исследования способствовала решению проблемы, захватывая все её сферы. Поэтому для формирования цели работы автор должен учитывать выявленные в работе противоречия и разработать мероприятия по совершенствованию ситуацию.
- Подтверждение новизны работы и значимость проблемы в целом
Решение проблемы должно указывать на значимость исследования. Решаться проблема должна относительно новыми способами, с наименьшими затратами, а полученный результат должен быть эффективнее, чем у всех предшественников.
- Грамотная постановка проблемы.
Половина успеха зависит от грамотной формулировки проблемы. Не столь важно, как она будет решаться, если у автора не получится грамотно её описать. Чтобы формулировка соответствовала всем стандартам, необходимо придерживаться следующего:
- Никаких фантазий. Проблема должна быть реальной с реалистичной разрешимостью.
- Четкая формулировка вопроса научной проблемы
- Окончательный вариант проблемы возможен после написания основной части.
Автору необходимо уделить большое внимание формированию проблемы. По сути, она является второй гипотезой, которую на протяжении всей диссертации автор должен грамотно и корректно подтвердить. Неграмотное отражение проблемы в диссертации приводит к негативным последствиям на её защите.
Пoнятиe и структурa мaгистeрскoй диссeртaции
УДК 001.891 (075.8)
Э.А. Пикулева, Т.А. Спирова
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Изложены понятие и структура магистерской диссертации, приведено подробное описание содержания основных ее разделов. Диссертация как научно-квалификационная работа имеет существенные отличия от дипломного проекта. Выдвижение гипотезы и поиск новой научной идеи постулируются двумя важнейшими признаками диссертации. Это конечный результат проделанной магистрантом научно-исследовательской работы. Основная цель — подтвердить высокий образовательный уровень выпускника.
Ключевые слова: научные исследования, диссертация, научный результат, практический опыт, гипотеза, научная идея.
Мaгистeрскaя диссeртaция (от лат. — исследование, рассуждение) -самостоятельное научное сочинение с элементами научной новизны, основная цель которого подтвердить высокий образовательный уровень выпускника, его способность решать научные, теоретические и практические задачи. Это конечный результат проделанной магистрантом большой научно-исследовательской работы. Она свидетельствует о полученной им специальности и квалификации, умении грамотно излагать свои мысли, свободно ориентироваться в технической литературе и научной информации, способности участвовать во внедрении результатов исследований и практических разработок.
Диссертация готовится автором единолично. В ней должна содержаться совокупность новых научных результатов исследований и положений, выдвигаемых для публичной защиты, а также должны быть сформулированы основные направления дальнейшего решения проблемы. Как научная работа, она должна иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе ее автора в науку.
Диссертация как научно-квалификационная работа существенно отличается от дипломного проекта. Она обладает двумя важнейшими признаками: выдвижение гипотезы и поиск новой научной идеи.
Выдвижение гиnoтeзы. Гипотеза — это научное предположение, значение которого неопределенно. Гипотеза — это идея, требующая доказательства. Она является одним из основных методов развития научного знания. При выдвижении гипотезы магистрант предполагает, как он намерен достичь поставленной цели исследования. Гипотеза, начиная от плана-
проекта исследования и заканчивая готовой диссертацией, может неоднократно уточняться, изменяться или дополняться.
При построении гипотезы и в ходе исследования желательно учесть одно существенное обстоятельство. Добросовестно исследуя свою проблему, магистрант получает как положительные результаты, так и отрицательные. Многие стремятся отрицательные моменты в текст диссертации не включать. И делают это напрасно, так как это придает работе убедительность и достоверность и предостерегает последователей от ошибочных вариантов, которые уже опробованы.
Поиск научной идеи — это творческий процесс, поэтому здесь невозможно дать какие-либо готовые рекомендации. Можно лишь посоветовать попытаться идти по пути обобщения каких-либо уже известных результатов, изложенных в нескольких опубликованных другими авторами научных работах либо по пути более глубокого рассмотрения каких-либо интересных частных случаев уже известного общего результата. В других случаях получению нового теоретического результата предшествуют обширные экспериментальные исследования объекта, изучение закономерностей его поведения в тех или иных условиях, накопление статистических данных — только после этого из них можно вывести новую аналитическую зависимость, пользуясь которой синтезировать новые технические объекты, обладающие более совершенными свойствами или общей экономической эффективностью.
Практика показывает, что в современной науке появление совершенно новой идеи, разработка новой концепции «с нуля» — явление крайне редкое. Подавляющее большинство новых научных результатов есть следствие долгого и планомерного развития научной мысли в определенном направлении [1].
Схема основных структурных частей магистерской диссертации представлена на рис. 1.
1. Содержание включает введение, наименования глав, параграфов, заключение, наименования приложений и список использованной литературы с указанием номеров страниц. Содержание включают в общее количество листов текстового документа, титульный лист не нумеруется.
Во введении даются обоснование выбора темы исследования, цель и задачи диссертации, раскрываются актуальность темы, её новизна, объект и предмет исследования, анализ полученных результаты и теоретическая и практическая их значимость. Во введении к работе желательно кратко изложить этапы исследования материала и дать обоснование логике его построения.
Рис. 1. Структура магистерской диссертации
Краткая характеристика составляющих введения.
Aктуaльнoсть тeмы мaгистeрскoй диссeртaции. Тема диссертации -это не просто её название. Тeмa — это намечаемый результат исследования, которое направлено на решение конкретной проблемы. Поэтому важно чётко определиться с выбором, так как на решение проблемы магистрант собирается потратить свои силы и время.
Под прoблeмoй понимается различие между тем, как функционирует исследуемая система, и тем, как она должна быть организована в соответствии с повышением уровня знаний автора и условиями их практического применения. Проблема заключается в понимании того, что происходит в рамках изучаемой системы в целом и за счет каких средств поддерживается ее единство. Только в ходе изучения всех взаимосвязей элементов системы можно обнаружить пути устранения причин разбалан-сированности её отдельных звеньев. Формулировка проблемы научного исследования является, по сути, кристаллизацией замысла магистранта. Поэтому правильная её постановка — это залог успеха всей работы.
В формулировании проблемы должны быть даны ответы на вопросы, поставленные в начале исследования, ради решения которых и предпринимается научное изучение (рис. 2).
Один из важных этапов для уяснения четкости проблемы -определение степени её разработанности, проведение анализа различных точек зрения ученых, выявление достижений и «белых пятен» в исследованиях данной проблемы. Он проводится с помощью изучения научной литературы. Это первое, что должен сделать диссертант, так как это задаёт алгоритм всем последующим его действиям и определяет то, ради чего предпринято диссертационное исследование.
Если кратко, то параметры проблемы можно определить следующими вопросами: «Что?», «Где?» и «Когда?». Только ответив на эти вопросы, проблема будет сформулирована таким образом, что позволит четко очертить круг исследуемых задач.
Важно подчеркнуть, что название проблемы должно содержать именно ее проблемное восприятие, которое требует развернутого научного исследования. Также необходимо заметить, что название проблемы, по сути, должно соответствовать названию самой диссертационной работы.
Шaг 1. Фoрмулирoвaниe прoблeмы
Выявление причин появления проблемы Изучение последствий нерешенной проблемы
Выявление и изучение альтернативных решений Частичное принятие и критическое опровержение альтернативных решений
Шaг 2. Рeшeниe прoблeмы
Выдвижение аргументов за и против данного решения Организационные аспекты решения проблемы
Шaг 3. Oцeнкa рeшeния
Рис. 2. Укрупненная схема решения проблемы
Естественно, что при незначительном опыте научной работы у магистранта недостает чувства актуальности, перспективы видения и умения кратко и терминологически правильно выразить то, что он чувствует и понимает. Научный руководитель поможет устранить такие затруднения.
Кроме перечисленного выше действенны следующие меры:
— обратить особое внимание на смежные области знания: бывает, что на стыке двух научных дисциплин можно найти темы, которые, казалось, были забыты той и иной отраслью науки, но имеют определенные исследовательские перспективы;
— обратиться к каталогу уже имеющихся защищенных диссертаций на кафедре или в научной библиотеке;
— просмотреть научную периодику, специальные издания. Чем больше будет прочитано литературы по своей научной специальности, тем проще будет сориентироваться;
— большое значение имеет методологический аспект рассмотрения проблемы. Иногда его смена или новый угол зрения могут стать темой научной разработки.
Также при выборе и формулировании темы магистерской диссертации следует учитывать определенные требования (рис. 3).
Рис. 3. Требования, предъявляемые к определению темы
Необходимо отметить, что все диссертации выполняются на актуальную тему, так как в них рассматриваются недостаточно изученные проблемы. Если магистрант выявляет несоответствия в предмете исследования, то он вполне может определить актуальность исследования.
После определения актуальности темы диссертации можно переходить к обоснованию цели и задач исследования.
Цель исследования ориентирует на его конечный результат, который может быть либо теоретико-познавательным либо практически-прикладным. Задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для достижения цели исследования.
Цель и задачи исследования образуют логически взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев. Конечная цель исследования может быть названа его общей задачей.
Обозначенная проблема должна быть отражена в формулировке цели исследования во введении к диссертации. Цель определяет тактику исследования, т.е. последовательность конкретных задач, с помощью которых может быть решена проблема.
Вариант решения проблемы составляет содержание диссертационной работы. Первоначально он формируется в виде основной гипотезы исследования. Это пробное решение, и его необходимо проверить и доказательно обосновать в тексте диссертации.
Итак, характер задачи зависит от содержания цели, а цель зависит от четкости формулирования проблемы.
Oбъeкт нaучнoгo исслeдoвaния — это определенный элемент реальности, обладающий реальными границами и относительной автономностью существования. Он порождает проблемную ситуацию и избирается для его изучения.
Прeдмeт нaучнoгo исслeдoвaния — это логическое описание объекта, избирательность которого определяется предпочтениями исследователя в выборе точки обзора, аспекта или отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.
Предметом исследования в магистерской диссертации может стать какая-либо целостная составляющая объекта исследования. Каждый предмет исследования включает разнообразные аспекты. Причем каждый из них может быть самостоятельным предметом исследования.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется только его часть, которая служит предметом исследования. Основное внимание магистранта направлено именно на него, потому что предмет исследования определяет тему диссертации, которую обозначают на титульном листе.
Нaучныe рeзультaты. Согласно п. 9 Положения ВАК «диссертация должна… содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты. и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку»[2].
В справочной и энциклопедической литературе нет соответствующих определений, поэтому необходимо определить, что такое научный результат и чем научные положения отличаются от него.
кучный рeзультaт — это выраженный в том или ином виде фрагмент системы знаний и/или эффект от их применения.
В любом научном исследовании одни научные результаты по отношению к другим могут выступать в роли предваряющих и/или вытекающих.
Нaучныe noлoжeния — это выраженные в виде четких формулировок результаты идеи. Они имеют научное объяснение, констатирующие свойства предмета исследования и указывают способы их применения или реализации. К наиболее важным видам научных положений относятся объяснения, обоснования, доказательства, предложения, рекомендации и выводы.
Научные положения не исключают других научных результатов.
Другие научные результаты в отличие от научных положений, как правило, имеют практическую направленность. Они представляют собой объекты научного творчества, являющиеся воплощениями научных результатов-идей, сформулированных в виде научных положений. Такие результаты лежат в широком спектре от теоретических до практических. Они выражаются в виде результатов методологического и предметного уровня: результатов экспериментов, научных эффектов, научного инструментария, устройств, технических и организационных систем.
Другие наиболее существенные результаты, выдвигаемые для защиты, представляют собой такие результаты, как модель, методика, метод, формульное соотношение и прочее, которые обычно носят научно-методический характер.
Формулировки наиболее значимых научных положений и других новых научных результатов, которые выдвигаются для защиты, после завершения работы над выводами по всем разделам диссертации рекомендуется откорректировать. Окончательные формулировки уже корректируются на основе взятых в обобщенном виде выводов и их элементов, являющихся ключевыми с точки зрения достижения общей цели диссертационного исследования, требующих наибольшего научного творчества и научного обоснования или доказательства и обладающих наибольшей научной значимостью, актуальностью и новизной.
При необходимости результат, заслуживающий внимания, может быть охарактеризован конкретным понятием: при полной научной новизне («впервые рассмотренный», «не имеющий аналогов», «оригинальный») или конкретизирующим понятием при частичной научной новизне («модифицированный», «усовершенствованный» и др.).
Следует стремиться к тому, чтобы научные положения и другие новые научные результаты, взаимно дополняя друг друга, поясняли сущность и результат диссертационного исследования.
Нaучнaя нoвизнa диссeртaциoннoгo исслeдoвaния — это признак, наличие которого дает право автору на использование понятия «впервые» при получении им результатов проведенного исследования в целом. В науке понятие «впервые» означает факт отсутствия в публикации результатов, полученных другими авторами, либо патентов на изобретение.
Oцeнкa нaучнoй нoвизны означает выявление первенства автора в исследовании той или иной темы диссертации.
Для оценки научной новизны диссертационного исследования используют некоторые признаки. Существенным признаком для большого числа наук является наличие теоретических положений, впервые сформулированных и содержательно обоснованных; методических рекомендаций, внедренных в практику и оказывающих существенное влияние на достижение новых
социально-экономических результатов. Новыми считаются только те исследования, которые способствуют дальнейшему развитию науки в целом или отдельных ее направлений [3].
К признакам новизны также относят: выявление закономерностей и тенденций современного развития тех или иных отраслей науки, анализ и обобщение новых явлений, а также наличие выводов и рекомендаций, обладающих научной ценностью и практической значимостью для различных сфер деятельности.
Если научные разработки исследователя содержат формулировки, обоснования понятий и их отдельных элементов, углубляющие понимание процессов, то он вправе претендовать на новизну.
Важной является работа магистранта по использованию новых методов исследования в различных сферах деятельности.
Прaктичeскaя знaчимoсть. Понятие «практическая значимость» отражает реализацию научной новизны и свидетельствует об оправданности, необходимости выполнения диссертационных исследований, позволяющих что-то создать или улучшить, т.е. получить определенный эффект. Практическая значимость свидетельствует о перспективности использования конечного результата диссертационного исследования.
Если результат исследования не материален, то практическая значимость его результатов способствует расширению знаний и их применению в определенной области. Практическая значимость диссертационной работы определяет возможность использования полученных автором результатов в той или иной области науки, производства.
Практическая значимость может проявиться в публикациях основных результатов исследования: в монографиях, учебниках и научных статьях; в наличии патентов, актов о внедрении результатов исследования в практику; в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений, на научно-практических конференциях и т.д.
Нaучный тeкст диссeртaции. Основная часть представляет собой научно обоснованный и систематизированный материал исследований, отвечающий поставленным задачам и целям.
Научный текст диссертации характеризуется использованием опубликованных материалов, точных сведений и фактов, логикой изложения, а также научно обоснованных положений, выводов и результатов.
Предложенные решения должны быть аргументированы и критически оценены по сравнению с другими известными научно-практическими положениями. По мере изложения темы диссертации необходимо давать ссылки на используемые источники научной и другой информации.
Количество глав зависит от характера магистерской диссертации. В диссертации должно быть 3 или 4 главы.
В пeрвoй глaвe обычно приводят результаты научного обзора различных концепций, научных подходов и взаимосвязей элементов систем, методических позиций. Магистрант кратко описывает содержание этапов развития научных представлений ученых в рассматриваемой проблеме. В процессе научного анализа научных работ магистрант аргументированно описывает достоинства основных научных положений и факторы, влияющие на их развитие.
Первая глава, по сути, является теоретической частью диссертационной работы и служит основой для подготовки второй — аналитической и третьей -практической глав диссертации.
Во втoрой глaве диссертации магистрант проводит анализ полученных экспериментальных, расчетных данных и других материалов, которые позволяют обосновать проблему, необходимость решения поставленных задач и аргументировать выводы. В этой главе также анализируется состояние предметной области. Аргументируется необходимость развития существующей практики решения поставленных задач, использования методики и технологии для их решения.
В трeтьeй глaвe приводятся разработанные методические инструменты, алгоритмы, которые позволяют решить поставленные задачи и достичь цели диссертационного исследования. Обосновывается внедрение в практику моделей или методических инструментов.
Между главами диссертации должна прослеживаться органическая внутренняя связь, а изложенный материал должен иметь логическую последовательность. Каждая глава заканчивается краткими выводами. Эти выводы можно представить как итоговый синтез полученных результатов исследования. Выводы должны быть с конкретными данными о наиболее существенных результатах.
Зaключeниe. Диссертационная работа завершается заключительной частью. В заключении приводятся результаты достижения поставленной цели и решения задач диссертационного исследования.
Заключение включает в себя обобщение всей информации, изложенной в основной части магистерской диссертации, разработанные автором научные положения, выводы, рекомендации. Последовательность изложения определяется логикой построения диссертационного исследования.
Также в заключении раскрываются основные аспекты практического опробования разработанных научно-методологических и методических положений, приводятся основные направления и рекомендации дальнейшего развития данной темы в соответствующей научной области.
Списoк испoльзoвaннoй литeрaтуры. После заключения приводится список использованной литературы. В него входит перечень литературных источников, использованных автором в ходе работы над темой.
Каждый источник, который был включен в список литературы, необходимо отразить в диссертации. Не следует включать в библиографический список те издания, на которые не имеется ссылок в тексте диссертации и которые не использовались, а также справочники, энциклопедии, научно-популярные книги, журналы и газеты [4].
Список литературы
1. Кузнецов И.Н. Научные работы: методика подготовки и оформления. — Минск, 2000.
2. Крампит А.Г., Крампит Н.Ю. Методология научных исследований. -Томск: Изд-во Томск. политехн. ун-та, 2008. — 164 с.
3. Герасин А.Н., Отварухина Н.С. Магистерская диссертация: учеб. пособие для магистрантов. — М.: Изд-во МГИУ, 2022. — 56 с.
4. Коробко В.И. Основы научных исследований: курс лекций для студ. строит. спец. — М.: АСВ, 2000. — 218 с.
Получено 19.07.2022
E.A. Pikuleva, T.A. Spirova CONCEPT AND STRUCTURE OF THE MASTER THESIS
In article the concept and structure of the master thesis is stated, the detailed description of the contents of its main sections is provided. The thesis as scientifically-qualification work significantly differs from the degree project. It possesses two major signs: promotion of a hypothesis and search of new scientific idea. It is final result of the research work done by the undergraduate. The main objective is to confirm high educational level of the graduate.
Keywords: scientific researches, thesis, scientific result, practical experience, hypothesis, scientific idea.
Правила написания магистерской диссертации
Написание магистерской диссертации разбивается на несколько этапов:
- Составление план-проекта. Необходимо сделать набросок, в который будет включено количество параграфов, глав и разделов. Составить приблизительное описание целей, разработать рабочую гипотезу, подобрать соответствующие методы исследования. Этот этап подразумевает проработку структуры, которая полностью соответствует требованиям ГОСТ и ВАК.
- Вторым этапом нужно подготовить соответствующую литературу, разработать список источников, требуемых глубокого изучения. В нем обязательно должны быть труды признанных учёных. Книги, статьи и публикации, которые выпущены не более трёх лет назад. Именно заготовка правильных источников позволит магистру составить собственную теорию и выдвигать её на протяжении всей диссертационной работы.
- Научно-исследовательская работа начинается со вступления. Приблизительный объем вступления – 10 страниц. В нём обязательно указывается актуальность работы, её новизна в научной области, поставленная цель и задача, определиться с объектом исследования. Дорабатывается введение после написание основной части диссертации.
- Следующим этапом идёт подготовка основной части. Состоит она из нескольких разделов. Первый раздел отводят изучение актуальности исследования. В выводах делают акцент на утверждениях, высказанных признанными учёными. Вторая часть отводится, в основном, теоретическими знаниями. Здесь рассматривается гипотеза, сопоставляются все полученные результаты, уделяется внимание поставленным опытам.
- Завершает основную часть работы заключение. В ней автор озвучивает выводы, к которым пришел время проведения исследования. Выводы подкрепляются неопровержимыми доказательствами. Залог успешной защиты – обоснованное, краткое и логичное заключение.
Представленная выше структура полностью соответствует всем стандартам ГОСТ, отведенным для написания магистерской диссертации. Работа должна быть проверена на уникальность и дополняться двумя научными статьями, опубликованными в журналах из списка ВАК.
Структура
По своей композиции магистерская работа практически не отличается от других студенческих выпускных проектов. В ее составе обязательно должны присутствовать такие элементы и разделы:
Элементы диссертации | Содержание | |
---|---|---|
1. | Титульный лист | Оформляется согласно правилам ГОСТа и содержит данные о виде и теме работы, авторе, научном руководителе, годе выполнения и месте защиты. |
2. | Содержание | Оглавление, включающее все подразделы. |
3. | Список используемых сокращений | Если в тексте есть аббревиатуры и условные обозначения, в этой части следует дать их расшифровку. |
4. | Введение | Формулировка целей и задач, актуальности и новизны исследования. Перечисление методов и материалов, использованных в работе. |
5. | Основная часть | Анализ литературы по теме диссертации, изложение собственных результатов, их интерпретация. |
6. | Заключение | Подведение итогов всего исследования, формулирование выводов в подтверждение положения, вынесенного на защиту. |
7. | Список литературы | Перечень использованных источников. |
8. | Приложения | Объемные таблицы и рисунки, занимающие больше половины листа. |
9. | Автореферат | Краткое изложение материала, приведенного в магистерской диссертации. Имеет свои особенности оформления, согласно требованиям и ГОСТа. |
Требования к магистерской по гост
Магистр – это академическая степень, она отражает навыки и умения, присущие начинающему научному сотруднику. Магистерская степень дает право дальнейшего поступления в аспирантуру и свидетельствует о способности обучаемого:
- • самостоятельно вести научный поиск, полагаясь на полученные знания и опыт;
- • анализировать информацию, формулировать задачи и методы решения;
- • видеть профессиональные проблемы и уметь их глубоко прорабатывать.
Целью научно-исследовательской или научно-педагогической деятельности магистранта является:
- 1. Систематизация специальных теоретических знаний.
- 2. Формирование компетенции будущего магистра в процессе решения конкретной исследовательской задачи.
- 3. Оценка сформированного интеллектуального потенциала.
- 4. Подтверждение уровня профессиональной подготовки.
- 5. Углубление и расширение диапазона специальных знаний.
- 6. Повышение востребованности специалиста на рынке труда.
Диссертация должна содержать:
- 1. Теоретическую и практическую части.
- 2. Результаты теоретических исследований.
- 3. Разработку новых методологических подходов в решении научной проблемы.
- 4. Способы решения прикладных задач.
- 5. Ход и результаты разработок выбранной темы.
- 6. Выводы, рекомендации для решения конкретной исследовательской работы.
Излагается материал магистерской диссертации лаконично, согласно общепринятой структуре. Работа состоит из введения, основной части и заключения. Рекомендуемый объем – 75 страниц без приложений и списка используемой литературы. В отдельных случаях разрешено увеличение объема до 150 страниц.