Судебная власть доклад

Судебная власть доклад Диссертации

марина николаевна калугина

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Екатерина Геннадьевна Дроздова

по дисциплине:
«Судебная защита»

на тему:
«Функции судебной власти»

Всякая власть имеет определенные
институциональные формы, определенную
организацию. Форма общественной власти,
которая опирается на специальный 
аппарат принуждения и распространяется
на все население, — это государственная власть. Она
осуществляет организованное воздействие
на сознание и поведение людей с помощью
различного рода средств, направленное
на достижение общественно-значимых целей
— права, авторитета, воли, убеждения или
принуждения. Власть всегда выражена в
официальных формах.

Одно из проявлений общего понятия 
власти и понятия государственной
власти, в частности, — судебная власть.
Что же понимается под судебной властью?

Судебная власть — это самостоятельная
независимая ветвь государственной власти,
осуществляемая судами, которые выполняют
возложенные на них законом полномочия
посредством установленного судопроизводства.

В соответствии с Конституцией РФ
(ч. 2 ст. 118) судебная власть осуществляется
посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного
судопроизводства. Следовательно, судебную
власть следует рассматривать как обладание
в силу закона правоприменительными полномочиями
в правовой сфере жизни общества и осуществление
этих полномочий в соответствии с процессуальными
законами в целях обеспечения законности
и правопорядка в стране, охраны от любых
посягательств на конституционный строй,
политическую и экономическую системы,
права и законные интересы граждан, государственных
органов и других организаций.

В Конституции РФ сказано,
что Государственная власть в 
Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Правосудие в Российской
Федерации осуществляется только судом.
Судебная власть осуществляется посредством 
конституционного, гражданского, административного 
и уголовного судопроизводства. Судопроизводство
осуществляется на основе состязательности
и равноправия сторон.

Финансирование судов 
производится только из федерального
бюджета и должно обеспечивать возможность 
полного и независимого осуществления 
правосудия.

Конституция  РФ  определяет структуру судебных органов
власти,   которая состоит из:

1)Конституционный суд 
РФ (состоит из 19 судей), рассматривающий 
дела об оспаривании конституционности 
законов и подзаконных актов, 
дающий толкование Конституции 
РФ, а также разрешающий отдельные 
конкретные конституционные споры. 
Конституционный суд РФ по 
запросам Президента, Совета Федерации, 
Государственной Думы, Правительства, 
судов и др. органов власти 
разрешает дела о соответствии 
Конституции Российской Федерации 
федеральных законов, нормативных 
актов, конституций субъектов 
Российской Федерации, не вступивших 
в силу международных договоров 
Российской Федерации.  А также разрешает
споры о компетенции между федеральными
органами государственной власти; между
органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации; между высшими государственными
органами субъектов Российской Федерации.

Функции судебной
власти:

А)Конституционный контроль
— контроль за изданием нормативных актов
и действиями государственных органов
и высших должностных лиц в целях соответствия
их требованиям, содержащимся в Конституции
РФ.

Б) Правосудие — это деятельность
по рассмотрению и разрешению гражданских 
и уголовных дел при обязательном
соблюдении закона, обеспечение законности,
обоснованности и справедливости судебных
решений.

В)Контроль за законностью и
обоснованностью решений и действий государственных
органов и должностных лиц (контроль за
законностью решений и действий правоохранительных
органов  по выявлению и расследованию
преступлений и осуществление оперативно-розыскных
действий)

Г) Обеспечение исполнения
приговоров и иных судебных решений.

Д) Разъяснение действующего
законодательства по вопросам судебной
практики.

Судьи Конституционного, Верховного
и Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации назначаются Советом 
Федерации по представлению Президента
Российской Федерации. Генеральный 
прокурор назначается на должность 
и освобождается от должности 
Советом Федерации по представлению 
Президента Российской Федерации.

Итак,
в процессе работы можно сделать вывод,
что важное место в структуре государственного
аппарата занимает система судебных органов,
основной социальной функцией которых
является осуществление правосудия, разрешение
возникших в обществе споров и наказание
лиц, совершивших противоправные поступки.

Органы,
осуществляющие правосудие — третья власть
государственной власти, которая играет
особую роль и в механизме государственной
власти и в системе сдержек и противовесов.
Особая роль органов судебной власти определяется
тем, что он — арбитр в спорах о праве. Только
судебная власть, но никак не законодательная
или исполнительная, отправляет правосудие.

Роль 
судебной власти в механизме разделения
властей состоит в сдерживании двух других
властей в рамках конституционной законности
и права прежде всего путем осуществления
конституционного надзора и судебного
контроля за ветвями власти. Систему органов
правосудия могут составлять судебные
органы, действующие в сфере конституционной,
общей, хозяйственной, административной
и других юрисдикций.

Судебная 
власть в Российской Федерации осуществляется
посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства,
это отражено в ч. 2, ст. 118 Конституции РФ. 
Конституцией Российской Федерации предусмотрены:

а) Конституционный
Суд РФ;

в) Высший
Арбитражный Суд РФ,

г) соответствующие
суды субъектов федерации.

Верховный
суд является высшим судебным органом 
по гражданским, уголовным, административным
и иным делам (ст. 126 Конституции РФ).

Высший 
Арбитражный Суд РФ является высшим
судебным органом по разрешению экономических
споров (ст. 127 Конституции РФ).

Конституционный
Суд призван осуществлять контроль
за всеми государственными органами в РФ и давать
заключение о соответствии Конституции
издаваемых нормативных актах, заключаемых
международных договоров. Также Конституционный
Суд решает споры между федеральными органами
государственной власти России и органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации (ст. 125 Конституции РФ).

Главная
особенность и важное отличие Конституционного
Суда РФ от судов общей юрисдикции и арбитражных
судов в том, что Конституционный Суд РФ —
это не только судебный орган, но и такой
конституционный орган, которому предоставлено
право в установленных Конституцией и законом
форме и пределах осуществлять контроль
над органами законодательной и исполнительной
власти, а в опосредованном виде — и над иными
судебными органами, и в данном смысле он сам
представляет высшую государственную
власть. Этим качеством обусловлена интегрирующая
роль Конституционного Суда как гаранта
политического мира в обществе и государстве
и хранителя долгосрочных конституционных
ценностей.

Судебную 
власть часто называют третьей властью,
поскольку в конституционных 
текстах при перечислении ветвей
власти, она обычно следует за законодательной 
и исполнительной властью.

В
условиях разделения властей судебная
власть играет особую роль в жизни 
государства и всего общества,
в укреплении демократии и законности.
Каждой ветви власти присущи специфические 
формы деятельности. Судебная власть
в Российской Федерации реализуется 
в правосудии, то есть в таком виде государственной
деятельности, который направлен на рассмотрение
и разрешение социальных конфликтов, связанных
с действительным или предполагаемым
нарушением норм права. И осуществляется
эта деятельность только судом (ст.118 Конституции
РФ).

III. 2. Верховный Суд. Суды общей юрисдикции.
Военные суды..24 — 30

Сегодня можно считать основательно утвердившейся
точку зрения о том, что судебная власть
является самостоятельной ветвью государственной
власти. Самый яркий показатель правового
государства – это реальная независимость
судебной власти. Но эта проблема острая,
и не только в нашей стране, она стара как
мир.

Термин “судебная власть”
употребляется в разных значениях. Так,
можно говорить, что судебная власть –
это суд, систем соответствующих учреждений,
тот или иной суд или все суды. Энциклопедический
словарь определяет судебную власть как
систему судебных органов государства,
осуществляющих правосудие. В ряде случаев
можно встретить рекомендации “обратиться
к судебной власти” для защиты тех или
иных интересов, разрешения спора и т.
д. Глава 7 Конституции Российской Федерации
, носящая название “Судебная власть”,
содержит статьи, определяющие не только
компетенцию различных судов, но и основы
устройства судебной системы, правовое
положение судей, ряд принципов судебной
деятельности.

Судебная власть – вид власти. Государственную
власть осуществляют соответствующие
органы. Власть – это не только те или
иные учреждения, должностные лица, но
и те функции, которые им принадлежат,
и осуществление этих функций, их реализации.

Читайте также:  Глава седьмая ТРИ ЗАЩИТЫ ДОКТОРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ. Записки профессора

Смысл слова “власть”
истолковывается в основном значении
как “право, сила и воля над кем-либо, свобода
действий и распоряжений, начальствования”,
“право и возможность распоряжаться,
повелевать, управлять кем-либо, чем-либо”,
“могущество, господство, сила”. Анализируя
понятие “судебная власть” К.Ф. Гуценко
пишет: “Будет ошибкой сведение судебной
власти к суду как государственному органу,
властью является то, что данный орган
может и в состоянии сделать. По существу,
это полномочия, функция, но не исполнитель”.
В.И. Швецов считает, что, “исходя из семантики
слова, “власть” следует понимать не
как орган или систему органов, ее осуществляющих,
а как право, основанную на законе возможность
этих органов выполнять определенные
действия и само выполнение этих действий”.

Целью настоящей курсовой работы является
исследование основных аспектов организации
суда судебной власти в Российской Федерации.

Данная работа представляет собой описание
и анализ действующего законодательства
Российской Федерации, определяющего
статус, функции, сущность, роль, место
и принципы организации судов России.

Объектом исследования являются авторские
работы, нормативно-правовые акты, которые
в той или иной степени затрагивают вопросы
организации судебной власти в Российской
Федерации.

Предметом же моего исследования
являются развитие и современное состояние
правовых основ судебной власти в Российской
Федерации.

В задачи работы входит:

— изучение понятия судебной власти в системе органов
РФ;

— определение понятия правосудия. Признаки
и принципы правосудия;

— описание организации деятельности судов;

— определение полномочий судов РФ;

— проблемы становления эффективной судебной
власти в РФ.

Основными источниками сведений, необходимых
для выполнения данной работы, являются
законодательные акты Российской Федерации
— Конституция России 1993 г., Федеральные
законы, некоторые постановления Конституционного
суда РФ, а также статьи и работы известных
ученых – юристов.

ГЛАВА I. Судебная власть в системе
органов Российского государства.

Судебная 
власть есть предоставленные 
специальным органам государства 
— судам — полномочия по разрешению 
отнесенных к их компетенции 
вопросов, возникающих при применении 
права, и реализация этих полномочий 
путем конституционного, гражданского, уголовного, административного
и арбитражного судопроизводства с соблюдением
процессуальных форм, создающих гарантию
законности и справедливости, принимаемых
судами решений. Судебная власть призвана
охранять право, правовые устои государственной
и общественной жизни от любых нарушений,
кто бы их ни совершал.

Правосудие в правовом государстве осуществляется
только судебными органами. Никто не может
присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной
деятельности суд руководствуется только
законом, правом и не зависит от субъективных
влияний законодательной или исполнительной
власти. Независимость и законность правосудия
являются важнейшей гарантией прав и свобод
граждан, правовой государственности
в целом. «Судебная власть – возможность
и способность, занимающего особое положение
в государственном аппарате органа (суда)
воздействовать на поведение людей и социальные
процессы».

Судебная власть как определенная функция
суда обладает рядом основных признаков.

Судебная власть — вид государственной
власти. Она осуществляется государственными
органами, выражает государственную волю,
ее составляют государственно-властные
полномочия. В отличие от других видов
власти, реально влияющих на жизнь людей,
судебная власть — одна из трех ветвей
государственной власти, установленная
Конституцией и другими законами.

Судебная 
власть принадлежит только судам 
— государственным органам, образуемым
в установленном законом порядке, формируемым
из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств
осуществлять правосудие и реализовывать
судебную власть в иных формах.   Судебная
власть в России принадлежит только судам
в лице судей и привлекаемых в установленном
законом порядке к осуществлению правосудия
присяжных, народных и арбитражных заседателей.
В соответствии с Всеобщей декларацией
прав человека 1948 г. каждому человеку должно
быть гарантировано право (на основе полного
равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено
гласно и с соблюдением требований справедливости
независимым и беспристрастным судом.
Исключительность судебной власти — следующий
ее признак. Судебную власть вправе осуществлять
только суды.

Важнейшая 
функция судебной власти — осуществление 
правосудия — по Конституции Российской 
Федерации принадлежит только суду, только
суд может признать человека виновным
в преступлении и подвергнуть его уголовному
наказанию.

Независимость, 
самостоятельность, обособленность
— характеристики судебной власти. При
выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской
Федерации и закону. Независимость судебной
власти одновременно означает запрет
каждому суду и судье подчиняться воздействию
с чьей-либо стороны при рассмотрении
конкретных дел и принятию по ним решений,
обязанность противостоять попыткам такого
воздействия. Самостоятельность судебной
власти означает, что судебные функции
суд не делит с какими-либо другими органами,
а решения суда не требуют чьих-либо санкций
или утверждения. Суды, осуществляющие
судебную власть, образуют самостоятельную
ветвь государственной власти. Обособленность
судебной власти означает, что суды образуют
систему государственных органов, не входящую
в какую-либо другую государственную структуру,
систему, не подчиненную при выполнении
своих функций кому-либо.1

Процессуальный 
порядок деятельности — важнейший 
признак судебной власти. Процессуальный 
порядок определяет только закон. 
Закон подробно регулирует правила
действий суда и принятия им решений при
рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной
процедуры, представляет собой высокую
социальную ценность. Он призван обеспечить
законность всей деятельности органов,
осуществляющих судебную власть, законность,
обоснованность и справедливость судебных
решений, охрану прав лиц, чьи интересы
с той или иной степени затрагивает судебную
власть.

Осуществление полномочий путем судопроизводства
— признак судебной власти. Судопроизводство
представляет собой деятельность, которая
начинается при наличии предусмотренных
законом оснований и поводов. Эта деятельность
развивается в последовательности, установленной
процессуальным законом и протекает в
процессуальных формах.

Подзаконность судебной власти означает,
что компетенция судов, их полномочия
определяются Конституцией Российской
Федерации и другими федеральными законами.
Законодательные органы, законодательная
власть не вправе вмешиваться в производство
по конкретным делам. Но созданные ею законы
должны неукоснительно соблюдаться судами.
Судьи всех судов, в том числе и Конституционного
Суда, независимы и подчиняются только
Конституции Российской Федерации и закону.
Особой юридической силой обладает толкование
Конституции Российской Федерации Конституционным
Судом Российской Федерации. Оно является
официальным и обязательным для всех органов
государственной власти и местного самоуправления,
учреждений, организаций, должностных
лиц, граждан и их объединений.

ГЛАВА II. Понятие правосудия. Признаки
и принципы правосудия.

Конституция России
указывает, что правосудие в Российской
Федерации осуществляется только судом
(при этом, определения того, что такое
«правосудие», она не содержит). Федеральный
конституционный закон РФ «О судебной
системе Российской Федерации»5 в части первой ст. 4 также подчёркивает:

Читайте также:  Основные компоненты здорового образа жизни реферат

«Правосудие в Российской
Федерации осуществляется только судами,
учрежденными в соответствии с Конституцией
РФ и настоящим Федеральным конституционным 
законом. Создание чрезвычайных судов 
и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом,
не допускается».

Судебная 
власть и правосудие – понятия родственные, близкие по
содержанию, но не тождественные. Судебная
власть призвана осуществлять правосудие.
Правосудие – вид правоохранительной
деятельности по рассмотрению и разрешению
судами уголовных и гражданских дел в
строгом соответствии с законом и установленной
им процедурой.     Признаки
правосудия:

— принятие окончательных 
решений по важнейшим вопросам,
касающихся прав и свобод человека,
интересов общества и государства 
(признание виновным или невиновным,
удовлетворение или отказ в 
удовлетворении исковых требований);

— общеобязательная сила 
судебных решений. Вступившее 
в законную силу решение суда
(приговор, постановление) обязательно 
для всех государственных органов, 
органов местного самоуправления,
общественных организаций, должностных лиц, юридических и физических лиц
на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебного решения влечет
применение определенных мер государственного
принуждения (вплоть до лишения свободы);

— правосудие осуществляется 
в строгом соответствии с установленной 
законом процедурой рассмотрения 
и разрешения уголовных и гражданских 
дел. Закон определяет все важнейшие 
вопросы порядка осуществления 
правосудия: законный состав суда;
лиц, принимающих участие в судебном заседании, их права и
обязанности; стадии судебного разбирательства
и т. п.

Правосудие в Российской Федерации строится
на принципах, отражающих сущность и задачи
демократического правового государства,
закрепленных в Конституции Российской
Федерации (гл. 7) и в Федеральном конституционном
законе от 31 декабря 1996 года “О судебной
системе Российской Федерации”.

1) Принцип законности.

Принцип законности является общеправовым
принципом. В соответствии со статьёй
120 Конституции РФ судьи подчиняются только
Конституции РФ и федеральному закону.
Применительно к судебной власти принцип
законности означает, что суды обязаны
осуществлять судебную власть в соответствии
с порядком, установленным процессуальными
и иными федеральными законами, и при осуществлении
судебной власти правильно применять
действующие законы. Суды обязаны применять
Конституцию РФ, федеральные законы и
иные действующие на её территории нормативные
правовые акты. Суд, установив при рассмотрении
дела несоответствие акта государственного
или иного органа, должностного лица Конституции
РФ, федеральному конституционному закону,
федеральному закону, общепризнанным
принципам и нормам международного права,
международному договору РФ, конституции,
уставу, закону субъекта РФ, принимает
решение в соответствии с правовыми положениями,
имеющими наибольшую юридическую силу
(при несоответствии подзаконного правового
акта закону — в соответствии с законом).
При осуществлении правосудия не допускается
использование доказательств, полученных
с нарушением федерального закона.

Полномочия судебной власти

Судебная власть РФ представлена совокупностью многогранных полномочий, заключающихся в:

Реализация всех этих полномочий и является реализацией судебной власти.

Самым главным полномочием является осуществление правосудия, которое имеет право совершать только суд. Это полномочие является специфически судебным. Но судебная власть, как уже отмечалось выше, не ограничивается только этим полномочием, а включает еще много других, имеющих большое социальное значение. В законе «О судебной системе РФ» дается полный перечень полномочий каждого суда.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Судебная власть в структуре государства

Судебная власть – одна из трех независимых и самостоятельных ветвей власти, реализующая полномочия по осуществлению правосудия.

Основным элементом государства, как специфической структуры, является население. Для того, чтобы деятельность людей была эффективной, она должна быть организована. Сильная государственная власть обеспечивает организацию и постоянный контроль деятельности общества, тем самым обеспечивая его стабильность. Длительная эволюция теории и практики организации управления обществом привела к пониманию, что наиболее оптимальным является разделение власти на три самостоятельных ветви: законодательную, судебную и исполнительную.

Судебная власть представлена системой определенных органов, осуществляющих функцию правосудия – судебной системой.

Судебные органы – субъекты, осуществляющие судебную власть, использующие при этом специфичные для них возможности и способы воздействия на социальные процессы, протекающие в обществе, и на поведение отдельных граждан.

Особенности судебной власти:

Судебная власть взаимодействует с другими ветвями:

«Значение судебной власти» 👇

Отличие от других ветвей власти:

Значение судебной власти в обществе

Судебная власть помогает обеспечивать решение возникающих в обществе конфликтов с применением законодательства. Крайне важную роль играет факт подчинения закону субъектов общественной жизни. Суд сдерживает и ограничивает законодательную и исполнительную ветви власти, осуществляет правовой контроль над их деятельностью.

Данная функция имеет наибольшую эффективность только в той ситуации, когда судебная власть оценивает деятельность остальных ветвей власти на соответствие Конституции РФ, имеет возможность признавать недействительными акты, противоречащие основному законодательству.

«Место и роль судебной власти» 👇

Решения, которые приняты судами в процессе осуществления своей деятельности, обязательны для исполнения всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами.

Суды используют различные способы государственного принуждения, в том числе и достаточно жесткие, такие как лишение и ограничение свободы. Можно сказать с полной уверенностью, что судебная власть является одной из форм социального регулирования общественных отношений.Судебная власть обладает особой специфичностью, которая заключается в особой процедуре, а именно — процессуальной форме реализации полномочий.

Она отличается наиболее сложной формой деятельности в области юрисдикции, при этом детально регламентирована законодательством. Любые нарушения становятся причиной для отмены процессуального акта судебного органа.

Роль суда в обществе достаточно противоречива, поскольку, выполняя свою защитную функцию, суд имеет консервативную природу, поскольку имеется высокий процент бюрократизма. При этом, судебные органы защищают права гражданина от произвола со стороны государства, оберегая тем самым свободу личности и защищая демократию.

Судебная власть отличается единым статусом и особым режимом полномочий и деятельности судей, а также других специалистов суда. Положение судебной власти в обществе во многом неоднозначно. С одной стороны, суд наделен обширными полномочиями, которых нет ни у одной другой ветви власти.

Основное значение судебной власти – защита прав и интересов человека, при помощи осуществления правосудия.

Данное право является ключевым в системе прав человека, так как его реализация гарантирует осуществление всех других гражданских прав и свобод.

Реализуя судебную власть, её органы удовлетворяют потребность цивилизованного разрешения возникающих правовых конфликтов и тем самым способствуют безопасному существованию и развитию государства, сохранению конституционного строя.

В зависимости от роли, выполняемой судебной деятельностью по отношению к обществу и государству, судебная деятельность может проявлять себя как:

Читайте также:  Современная правовая система Российской Федерации

Специфика судебной защиты:

Разрешая различных категории юридических дел, судебная власть тем самым осуществляет правосудие, применяя в каждой конкретной ситуации определенные нормы действующего права.

Реализация правосудия предполагает возможность решения возникающих в социуме противоречий, достижения социального компромисса, путем применения правовых норм.

Значение судебной власти в реализации правоохранительной функции:

Понятие судебной власти

Судебная власть является одной из ветвей государственной власти, а субъектом, эту власть осуществляющим, является система судебных органов, обладающая возможностью воздействовать на происходящие в обществе процессы.

Судебная власть является разновидностью государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, а ее органы обладают определенной самостоятельностью. Принцип самостоятельности органов судебной власти РФ проявляется в независимости судей, подчиняющихся исключительно закону и Конституции РФ.

Суды Российской Федерации стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ, осуществляющими государственную власть в нашей стране.

Функции государственной власти на основе принципа разделения властей распределяются между тремя ветвями власти, обладающими самостоятельностью и взаимной уравновешенностью. Обязанность применять законы и другие нормативные правовые акты говорит о связи судов с законодательной и исполнительной властью. Но если судебная власть признает законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ незаконными, противоречащими Конституции РФ, она имеет право их отменить.

При вынесении судебных решений и приговоров судебная власть обладает полной самостоятельностью, но исполнение этих решений является обязанностью исполнительной власти. Благодаря тому, что граждане имеют возможность обжаловать в суде действия должностных лиц и органов исполнительной власти, судебная власть противостоит незаконным действиям этой власти.

В соответствии с Конституцией РФ судебная власть в нашей стране представлена четырьмя видами судопроизводства:

Каждый из этих комплексов характеризуется своим комплексом процессуальных правил, определенных законодательством.

Понятие и особенности судебной власти

Судебная власть – одна из ветвей государственной власти, которая имеет свои особенности. Судебная власть уполномочена государством, в лице судебных органов, реализовать функции по осуществлению правосудия с применением в случае необходимости, принуждения.

Судебная власть имеет свои особенности, такие, как:

Судебная ветвь власти отображает желание сформировать правовое государство, которое основано на принципе разделения властей. Тот факт, что судебная власть обособлена других государственно-властных структур, говорит об основательном движении государства по пути осуществления принципа верховенства права, и идей свободы и справедливости.

Судебная власть, являясь независимой ветвью власти, предполагает судейское самоуправление. В связи с этим осуществляется процесс формирования особых органов для разрешения кадровых, дисциплинарных и иных вопросов относительно представителей судейского корпуса.

Высший орган судейского сообщества — это Всероссийский съезд судей. Он формируется Советом судей Федерации совместно с Высшей квалификационной коллегией судей на основании действующего федерального законодательства.Указанные органы авторитетны, и в связи с этим, обладают определенной управленческой силой.

Система судебной власти

В нашей стране действует трехзвенная судебная система (рис. 1), состоящая из:

Эти суды осуществляют конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Также суды делятся на: федеральные суды и суды субъектов РФ. Судьи всех судов и всех уровней входят в судейское сообщество.

«Судебная власть» 👇

В число федеральных судов входят:

Суды субъектов РФ составляют:

Главное место в судебной системе отводится судам общей юрисдикции. Все суды обязаны соблюдать установленные законом правила судопроизводства. Правосудие осуществляют судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели. У всех судей единый статус, а различия состоят лишь в полномочиях и компетенции.

Личность судьи, а также жилище и имущество находится под защитой государства. Судью нельзя привлечь к административной или дисциплинарной ответственности, а уголовное дело против него вправе возбудить лишь Генеральный прокурор, согласовав данный момент с коллегией судей.

Конституционный Суд РФ – это орган конституционного контроля, осуществляющий конституционное судопроизводство. Он осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным конституционным законом и в его компетенцию входит разрешение дел о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ, Государственной Думы, а также конституций республик, уставов и законов субъектов РФ и международных договоров Российской Федерации, не вступивших в законную силу.

Верховный Суд РФ представляет собой высший орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, которые подсудны общей юрисдикции. В компетенцию Верховного Суда РФ входит осуществление надзора за деятельностью судов, в том числе военных и специализированных федеральных. В Верховный Суд РФ входит 115 судей.

В Верховных судах республик, краевых, областных судах, судах автономных округов и автономной области рассматриваются дела в качестве первой и второй инстанций, осуществляя надзор по вновь открывшимся обстоятельствам.

В компетенцию районного суда входит рассмотрение дел в суде первой и второй инстанции. Районный суд – вышестоящая судебная инстанция по отношению к мировым судьям.

Военные суды создаются для осуществления судебной власти в войсках и везде, где предусмотрена военная служба.

Арбитражные суды полномочны разрешать споры между юридическими лицами, предпринимателями и государственными органами в экономической сфере.

Высший арбитражный суд разрешает экономические споры и другие дела и является вышестоящей инстанцией для арбитражных судов округов и субъектов РФ.

В компетенцию Федерального арбитражного суда округа входит рассмотрение дел в кассационной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящим для действующих на территории округа арбитражных судов.
Арбитражный суд субъекта РФ полномочен рассматривать дела в первой и апелляционной инстанциях и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Третейские суды разрешают экономические споры в деловом мире, предлагая альтернативное решение и добровольное исполнение обязательств по заключенным сделкам.

Судебная власть доклад

Рисунок 1. Система судебной власти РФ

Конституционный суд субъекта РФ создается субъектом РФ и рассматривает вопросы соответствия нормативных актов органов государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления конституции субъекта.

Мировой судья – это низшее звено судов общей юрисдикции. Мировые судьи облегчают доступ граждан к правосудию, рассматривая дела в суде первой инстанции об имущественных спорах, трудовых спорах и бракоразводных процессах, разгружая тем самым федеральную систему судов и способствуя ускорению рассмотрения дел.

Постановления мировых судей обязательны к исполнению для всех органов государственной власти, должностных лиц и местного самоуправления, юридических и физических лиц.

Оцените статью
VIPdisser.ru