- Введение диссертации2007 год, автореферат по филологии, маликова, татьяна олеговна
- «русскость» владимира высоцкого: культурно-аксиологический аспект
- Полный текст автореферата диссертации по теме «своеобразие поэтического феномена «высоцкий»»
- Список научной литературымаликова, татьяна олеговна, диссертация по теме «русская литература»
- Заключение научной работыдиссертация на тему «своеобразие поэтического феномена «высоцкий»»
Введение диссертации2007 год, автореферат по филологии, маликова, татьяна олеговна
В постперестроечное время появилось немало диссертационных и других работ по творчеству Владимира Семёновича Высоцкого (1938-1980)[1].
Он был личностью разносторонней, синтезирующей в себе различные способности: поэтические, музыкальные, актёрские. Ядром его художественного мира, несомненно, является поэзия, органично вобравшая в себя все перечисленные составляющие. Изучение специфики поэтического феномена «Высоцкий» позволяет выявить и ряд общих закономерностей, связанных с развитием литературного процесса 1960-1980 годов, полнее и глубже оценить историю литературы обозначенного двадцатилетия, выстроить некоторые теоретические закономерности.
В высоцковедении в последнее время наметилась позитивная тенденция. О нём заявили не как об «авторе «авторских песен», а как о поэте «как минимум национального масштаба»[2]. В нашей работе мы также не принимаем во внимание рассмотрение творчества Высоцкого в контексте только лишь «авторской песни», поскольку считаем, что назрела настоятельная необходимость изучения творчества этого автора в более широком, соответствующем масштабу его дарования контексте литературного процесса 1960-1980-х годов.
Высоцкий творил в то время, когда наблюдалась глобальная трансформация классических жанров, «устоявшихся» в первой половине XX столетия. Время требовало усложнения, разнообразия жанровых форм. Эпоха «оттепели» была выразительная, многоликая, готовившая всеохватную смену общественно-экономических представлений.
Совершенствование научно-технического прогресса, расширение возможностей средств массовой информации — развитие кино, то есть искусства визуального, способствовало тому, что с одной стороны, литература неизбежно уступала своё монополистическое воздействие на сознание личности, с другой — впускала в себя элементы других видов искусств, в частности, того же кино. Появились творческие личности, многообразно синтезирующие в себе различные виды искусств:
A. Вознесенский (литература-архитектура-живопись), А. Тарковский (кинолитература-фотоживопись), В. Шукшин (кинорежиссура-литература),
B. Высоцкий (литература-теагр-музыка). Последний активно занимался поиском форм синтетического выражения. Всё его творчество представляет собой некий «поэтический роман» с движением от фрагментарности к эпической перспективе. Как сама эпоха демонстрировала господство визуальности, так и у писателей, в частности, у исследуемого автора, наблюдается с одной стороны, стремление к «эпизации», с другой — очевидна дискретность, «монтажность», «кадровость» изображения, ориентация на «показ», а не только на «рассказ».
«русскость» владимира высоцкого: культурно-аксиологический аспект
В. Клыков усмотрел особенности феномена «Высоцкий» в национальном ракурсе: «Владимир Высоцкий — чисто русское явление (…) природа его популярности непонятна ни западным слушателям, ни нашей культурной элите (…). Ему Господь Бог дал этот дар. Во всей многогранности.
Дар этот воплощается и во внешнем облике. Возьмите Владимира Высоцкого, возьмите Василия Шукшина, возьмите Игоря Талькова (…). Это высокая мистика (…) у всех у них объёмный многогранный дар, отражающий понимание всего народа, Я не могу назвать их артистами, или поэтами, или музыкантами, или режиссёрами.
Их нельзя разграничить. Это уникальные явления русской личности, которые возникают, когда это необходимо самой России. Россия себя сконцентрировала в них. Владимир Высоцкий берёт за душу миллионы людей. Посмотри на его внешность — не очень красивый, невысокий, но в нём было заложено что-то удивительное, коренное, народное» (Выделено нами Т.М.)[18].
Приходится признать, что несмотря на тёплые высказывания о «русскости» поэта, говорили в этом ключе о нём в основном пафосно, не вникая, как правило, в научные аргументации. Если, не дай Бог, заходила речь о той или иной степени причастности Высоцкого к Православию, то наиболее яростными противниками выступали, к сожалению, служители культа.
Надо, однако, признать, что «русскость» — отнюдь не безоценочная категория и ей необходимо придать научное обоснование.
На страницах настоящего исследования мы не ставим перед собой задачу выяснения и поиска тех или иных христианских мотивов в творчестве Высоцкого, тем более что, на наш взгляд, это до известной степени поверхностно рассмотрели некоторые литераторы, среди которых, например, В. Бондаренко. Мы бы не рискнули взять на себя смелость делать категоричные заявления, типа «не пришёл он и к вере в Бога»[19].
В этом вопросе есть два аспекта. Во-первых, Высоцкий жил в советскую эпоху, следовательно, на уровне сознания христианское восприятие не могло не быть деформировано.
Во-вторых, вопрос личной веры в Бога слишком деликатен и сложен. Его вряд ли возможно оценить адекватно стороннему лицу. Проблема эта интимна, её не смогут осветить даже близкие люди, поскольку на протяжении всей земной жизни человек может верить и не верить, раскаиваться, сомневаться, «опускаться» и «подниматься».
Не аргумент тому, что Высоцкий не пришёл к вере, и так называемая «хула» на Бога в ряде его произведений. Во-первых, у любого поэта, включая общепризнанных классиков, есть вещи (были они и у Пушкина), которые по степени художественного совершенства ниже остальных.
С другой стороны, нам представляются неприемлемыми аргументы, типа: «Это был некий бубен шамана, пляска язычника — в лучшие, самые популярные его времена и это был недойдённый путь до Бога в последних исповедальных песнях. Его герои, его супермены, спортсмены, альпинисты, смельчаки, уголовники -конечно же, явная дань языческому сознанию»[20].
Полный текст автореферата диссертации по теме «своеобразие поэтического феномена «высоцкий»»
На правах рукописи
МАЛИКОВА Татьяна Олеговна
СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА «ВЫСОЦКИЙ»
Специальность 10.01.01 — русская литература
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук
Тамбов 2007
003056289
Работа выполнена в Тамбовском государственном техническом университете на кафедре русской филологии.
Научный руководитель
Официальные оппоненты:
Ведущая организация
доктор филологических наук, профессор
Хворова Людмила Евгеньевна
доктор филологических наук, доцент
Гончаров Пётр Андреевич
кандидат филологических наук, доцент
Ишин Алексей Викторович
Рязанский государственный педагогический университет имени С.А. Есенина
Защита состоится 18 мая 2007 года, в_часов на заседании диссертационного совета в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина по адресу: 392000, Тамбов, ул. Советская, 93, институт филологии ТГУ имени Г.Р. Державина, аудитория 107.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (ул. Советская, 6).
Автореферат разослан «_» _ 2007 года
Учёный секретарь
диссертационного совета,
профессор, /
доктор филологических наук /-^¿/¿^ С. В. Пискунова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В постперестроечное время появилось немало диссертационных и других работ по творчеству Владимира Семёновича Высоцкого (1938 -1980), что объясняется одарённостью личности разносторонней, синтезирующей в себе различные способности: поэтические, музыкальные, актёрские. Ядром его художественного мира, несомненно, является поэзия, органично вобравшая в себя все перечисленные составляющие.
В высоцковедении в последнее время наметилась позитивная тенденция: о нём заявили не только как об «авторе «авторских песен», но и как о поэте «как минимум национального масштаба» (Н.В. Волкова). В нашей работе мы также принимаем во внимание рассмотрение творчества Высоцкого в контексте не только лишь «авторской песни», поскольку считаем, что назрела настоятельная необходимость изучения творчества этого автора в более широком, соответствующем масштабу его дарования контексте литературного процесса 1960 — 1980-х годов.
Высоцкий творил в то время, когда наблюдалась глобальная трансформация классических жанров, «устоявшихся» в первой половине XX столетия. Время требовало усложнения, разнообразия жанровых форм. Эпоха «оттепели» была выразительная, многоликая, готовившая всеохватную смену общественно-экономических представлений.
Совершенствование научно-технического прогресса, расширение возможностей средств массовой информации — развитие кино, то есть искусства визуального, способствовало тому, что с одной стороны, литература неизбежно уступала своё монополистическое воздействие на сознание личности, с другой — впускала в себя элементы других видов искусств, в частности, того же кино.
Появились творческие личности, многообразно синтезирующие в себе различные виды искусств: А. Вознесенский (литература-архитектура-живопись), А. Тарковский (кино-литература-фотоживопись), В. Шукшин (кинорежиссура-литература), В. Высоцкий (литература-театр-музыка).
Последний активно занимался поиском форм синтетического выражения. Всё его творчество представляет собой некий «поэтический роман» с движением от фрагментарности к эпической перспективе. Как сама эпоха демонстрировала господство визуальности, так и у писателей, в частности, у исследуемого автора, наблюдается с одной стороны, стремление к «эпи-зации», с другой — очевидна дискретность, «монтажность», «кадро-вость» изображения, ориентация на «показ», а не только на «рассказ».
Список научной литературымаликова, татьяна олеговна, диссертация по теме «русская литература»
1. В диссертации тексты произведений В. Высоцкого цитируются по следующему изданию: Высоцкий, B.C. Собрание сочинений: В 7-ми т. / B.C. Высоцкий. VELTON VERLA GmbH: VENDA Publishing Co., 1994.
2. Высоцкий, В. Я куплет допою. / В. Высоцкий. М., 1988.
3. Высоцкий, В. Я, конечно, вернусь / В. Высоцкий. М.: Эксмо, 2004.
4. Высоцкий, B.C. Не вышел из боя / А. Чаплыгин «Но я приду по ваши души.»: Предисловие читателя / B.C. Высоцкий. Воронеж, 1989.
Заключение научной работыдиссертация на тему «своеобразие поэтического феномена «высоцкий»»
Заключение
В творчестве Владимира Высоцкого нашли отражение те основные тенденции, которые в целом определяли облик его эпохи. Не будучи официально признанным поэтом, он, тем не менее, органично вписался в контекст своего непростого времени. Многие темы, доминирующие в его произведениях, были высказаны им впервые и только спустя какое-то время повторились другими авторами.
Основополагающей у Высоцкого следует признать военную тему, сформировавшую не только содержание, но также форму и пафос его поэтических произведений. Состояние «без-покойства» сделало его обострённой совестью общественного сознания, в полном смысле «народным» писателем страны, теряющей свои духовные ориентиры.
Высоцкий неизмеримо расширил границы традиционных жанровых форм, органически «впустив» эпичность с различными разновидностями в свою поэзию, благодаря чему вписался в контекст прозы и драматургии гораздо весомее, нежели в контекст поэзии 1960-1980-х годов.
«Высоцкие» проблемы были одновременно «трифоновскими», «абрамовскими», «шукшинскими», «бондаревскими», «вампиловскими», «володинскими». Перечисленное ярко свидетельствует о том, что поэт сумел объять не только темы, затрагиваемые прозаиками и драматургами, но и стать некой объединяющей фигурой «деревенской» и «городской» литератур.
В последние годы в высоцковедении наметился, но не обосновывался подход, согласно которому всё творчество поэта продуктивнее изучать как единый текст. Следует подчеркнуть, что далеко не всегда, как в случае с Высоцким, особенно очевидно возникает подобная необходимость.
Это объясняется главным образом тем, что система персонажей в его поэтическом пространстве едина. «Блатники», «штрафники», «проститутки», «учёные», «спортсмены», «ответственные работники» представляли у него единый общественный организм, оформлявший всеохватную трагедийность бытия.
Принципы осмысления жизненного материала органично вписывают этого автора не только в контекст литературного процесса 1960-1980-х годов, но и в контекст русской классической литературы в целом с её «вечными» проблемами совести и ответственности. Эволюционизировало же творчество Высоцкого лишь в своей зрелости, конкретизации, усложнённости ранних тем.
Последнее в данном контексте понимания приобретает обобщённо-философское значение. Так, например, его ранние «дворовые» сочинения вписываются в общий контекст темы «мир как война». «Блатные», «дворовые», «лагерные» произведения, таким образом, в синтетическом единстве осуществляют прорыв в постижение сокровенной сути бытия.
Высоцкий не мог не задумываться над «Вечными» темами, он постоянно, даже в «шутках» стремился ввысь. Поэт был личностью тонко чувствующей и интеллектуально развитой, он явно ощущал, что помимо «видимого» мира существует другой — скрытый от обычного человеческого зрения, более широкий, безграничный. Отсюда — глобальность, «космичность» его поэтического дара, «онтологичность» ощущения Добра и Зла, бытия в целом.
Высоцкий в своих поэтических опытах был «человеколюбцем», несмотря на беспощадную критику того, что он «не любил». Так он одним из первых прочувствовал, что традиционная антитеза «церковь-кабак» содержит внутреннее смысловое единство, что люди «преступившие» не должны отвергаться обществом.
«Чужой» дом — это всё-таки «Дом» (не случайно, у Высоцкого есть песня с двумя вариантами названия). В том, что стал «чужим» общий дом, виноваты все. Соборность понимается поэтом по-ахматовски: «соборная вина» и «соборная ответственность». «Большие» и «маленькие» люди должны объединиться в осознании общей вины, ответственности и боли, чтобы их «Дом» вновь стал «родным».
Своеобразие и, пожалуй, оригинальность Высоцкого состояли в том, что наряду с полисемантизмом трагедийности звучания, он обладал редкостным даром весёлости. В отечественной литературе лишь очень немногие авторы были наделены этим. Поэт мастерски умел сочетать внешнюю шутливость формы с глобальной внутренней серьёзностью, злободневностью затрагиваемых проблем.
Ему в равной степени удавались как комические, так и трагедийные персонажи. Следует категорически опровергнуть убеждения тех, кто считает Высоцкого — певцом русской глупости, безумной мечтательности, бесшабашности. В годы «оттепели», когда на читателей обрушилась лавина «серьёзных» тем, нужен был такой, как Высоцкий — лёгкий, смешной, задиристый, неофициальный. Слишком долго людей объединяло общее горе, ему на смену должен был прийти объединяющий добрый смех.
Поэт внёс неоценимый вклад в литературоведение, предельно сократив дистанцию между автором и читателем, фактически слившись с ним. Своим синтетическим даром он значительно расширил возможности слова, использования языка в целом, подчеркнув его театральность, музыкальность, глубокую духовность и величие.