Министерство общего и профессионального
образования РФ.
Ярославский Государственный
Педагогический Университет им. К. Д. Ушинского
Курсовая работа
на тему: «Дети «группы риска» как социально-педагогическая
проблема».
Исполнитель: Козлова Екатерина Викторовна
Студентка 1 курса
дефектологического
спец. факультета
ЯГПУ им. К. Д. Ушинского
шифр ДСФ – 995
Научный руководитель:
Барабошина Наталья Валерьевна
Заключение научного
руководителя о допуске работы к защите.
Тема: Дети «группы
риска» как социально-педагогическая
проблема.
I. Теоретическая
часть.
2.
Определение понятия «трудные дети».
3. Недостатки характера
у детей и подростков.
4. Ленивые дети.
5. Дети и подростки
с пассивным поведением.
6. Неорганизованные
школьники.
7.
Ненастойчивые школьники.
8. Эгоистические
школьники.
9. Недисциплинированные,
упрямые, грубые и лживые дети.
10. «Трудные»
школьники с акцентуацией темперамента
и характера.
11. Неблагополучные
семьи – неблагополучные
дети.
12. Окружающая среда
– школа.
II. Практическая часть.
а)
Психология личности.
б)
Характеристика детей.
Как известно,
многим детям свойственны временные отклонения
от поведения. Как правило, они легко преодолеваются
усилиями родителей, учителей, воспитателей.
Но поведение какой-то части детей выходит
за рамки допустимых шалостей и проступков,
и воспитательная работа с ними, протекая
с затруднениями, не приносит желаемого
успеха. Таких детей относят к категории
«трудных».
В последнее
время о трудных школьниках пишется и
говориться немало. Как правило, так называют
неуспевающих, недисциплинированных школьников,
дезорганизаторов, то есть не поддающихся
обучению и воспитанию учеников. «Трудный»
подросток, «трудный» школьник стали модными
словами. Считается, что большинство несовершеннолетних
правонарушителей являлись в прошлом
трудными учениками.
Когда говорят о
трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую
трудность. При этом чаще всего берется
за основу одна сторона явления – трудность
работы с этими детьми и не рассматривается
вторая – трудность жизни этих детей,
трудность их взаимоотношений с родителями,
учителями, товарищами, сверстниками,
взрослыми. Трудные дети часто не столько
не хотят, сколько не могут хорошо учиться
и вести себя должным образом.
Состав
трудных детей далеко неоднороден, и причины
этой трудности неодинаковы. Трудность
школьников обуславливается тремя основными
факторами:
В одних случаях
педагогическая трудность является следствием
преобладания одного из этих факторов,
в других – их сочетания, комплекса. В
тех случаях, когда эту трудность преодолеть
не могут, появляется «трудный», «неисправимый»
ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых»
нередко заносятся и те педагогически
и социально запущенные дети, к которым
педагог не сумел найти правильного подхода.
Вопрос
о трудных детях, подростках, школьниках
не новый. В 20-30 годы им занимались многие
педагоги, психологи, психоневрологи и
юристы. Был создан специальный институт
по изучению трудных детей, написано немало
интересных статей и монографий о природе,
происхождении и формах проявления трудного
детства (П. П. Блонский. Трудные школьники.
М., 1930; В. П. Кащенко и Г. В. Мурашев. Исключительные
дети, дети нервные, трудные и отсталые,
их изучение и воспитание. М., 1929; Л. С. Выготский.
Диагностика развития и педологическая
клиника трудного детства, М., 1936; В. Н. Мясинцев.
Трудные дети в массовой школе, Л., 1933 и
другие). Рассматривая трудное детство
как результат неблагоприятного воздействия
среды, неправильного воспитания в семье
и школе, они делили трудных детей на педагогически
запущенных, социально запущенных и нервнобольных
(страдающих отклонениями в психике). Были
и другие попытки группировать трудных
детей (Н. В. Чехов, А. Н. Граборов, П. И. Озерецкий).
С развитием педологии трудными детьми
стали заниматься в основном педологи.
В этот период научные, марксистские позиции
постепенно подменялись ненаучными; большую
часть трудных детей рассматривали как
нравственно и умственно дефективных,
для них предлагалось создавать специальные
школы с примитивной программой обучения
и т. д. Однако ликвидация педологии как
науки повлекла за собой и фактическое
прекращение изучения трудных детей, работы
по предупреждению и преодолению этого
явления. И только в конце 50-х годов стали
вновь появляться отдельные работы, посвященные
проблеме педагогической трудности детей
(Л. С. Славина, В.А. Сухомлинский, Г. П. Медведев,
В. Матвеев, Л. М. Зюбин, Э. Г. Костяшкин и
др.).
Изучение
трудных школьников (учащихся общеобразовательных
школ и специальных учреждений) показывает,
что состав их неоднороден. Учителя, родители,
работники других детских учреждений
включают в число трудных неподдающихся
воздействию, неуспевающих и недисциплинированных
школьников, с которыми им трудно работать.
Кроме того, сюда относят также детей,
поступки которых носят характер правонарушений.
Трудность этих детей (в данном случае
речь идет о педагогической трудности,
а не о какой-либо другой) обуславливается
педагогической и социальной запущенностью,
какими-то отклонениями в состоянии психического
и физического здоровья, а также особенностями
переходного периода и эпизодическими
трудностями жизни. В первом случае педагогическая
трудность носит устойчивый характер,
во втором – кратковременный.
Под педагогической
запущенностью понимается такое состояние
личности, которое является следствием
недостатков или неправильной постановки
учебно-воспитательной работы.
В основе
педагогической запущенности лежат три
ряда обуславливающих ее факторов:
В результате нарушаются
связи личности со средой, отношения с
окружающими приобретают конфликтный
характер, поведение начинает все более
отклоняться от общепринятых норм. Ребенок
становиться «трудным».
Педагогическая
запущенность может наблюдаться в
любом возрасте ребенка, и в каждом она
имеет свои особенности. Наиболее ярко
возрастная специфика педагогической
запущенности проявляется у подростков.
В сочетании с некоторыми особенностями
этого периода, педагогическая запущенность
обуславливает возникновение педагогической
трудности подростков, наиболее частой
и наиболее распространенной.
Несмотря
на неповторимо своеобразный, индивидуальный
облик каждого педагогически трудного
ребенка, в проявлениях педагогической
запущенности детей много общего. Они
выступают как внешние признаки педагогической
запущенности, как ее симптомы.
2. Проблема «трудных»
учащихся – одна из центральных психолого-педагогических
проблем. Ведь если бы не было трудностей
в воспитании подрастающего поколения,
то потребность общества в возрастной
и педагогической психологии, педагогике
и частных методиках просто отпала бы.
Тяжелое экономическое положение страны,
крушение прежнего мировоззрения и несформированность
нового, отсутствие должных знаний и умений
жить и работать в условиях конкурентного
и высокопроизводительного производства
– вес это привело наше общество к серьезным
трудностям и внутренним конфликтам. Особенно
трудно в этот период оказалось подрастающему
поколению. Среди молодежи усилился нигилизм,
демонстративное и вызывающее поведение
по отношению к взрослым, чаще и в крайних
формах стали проявляться жестокость
и агрессивность.
На основании
анализа современной научно-педагогической
литературы можно выделить три существенных
признака, составляющих содержание понятия
«трудные дети». Первым признаком является
наличие у детей или подростков отклоняющегося
от нормы поведения.
Под «трудными»
школьниками понимаются, во-вторых, такие
дети и подростки, нарушения поведения
которых нелегко исправляются, корректируются.
В этой связи следует различать термины
«трудные дети» и «педагогически запущенные
дети». Все трудные дети, конечно, являются
педагогически запущенными. Но не все
педагогически запущенные дети трудные:
некоторые относительно легко поддаются
перевоспитанию.
«Трудные
дети», в-третьих, особенно нуждаются в
индивидуальном подходе со стороны воспитателей
и внимании коллектива сверстников. Это
не плохие, безнадежно испорченные школьники,
как неправильно считают некоторые взрослые,
а требующие особого внимания и участия
окружающих.
Основные
причины трудностей в воспитании отдельных
школьников в неправильных отношениях
в семье, в просчетах школы, изоляции от
товарищей, в средовой дезадаптации вообще,
стремление утвердить себя любым способом
и в любой малой группе. Часто действует
совокупность, комплекс всех этих причин.
Действительно, нередко бывает, что ученик
плохо учится из-за неурядиц в семье, а
это вызывает пренебрежение к нему учителей
и товарищей по школьному классу. Подобная
обстановка приводит к наиболее нежелательным
изменениям в сознании и поведении ученика.
3. Н. Д. Левитов писал,
что основные причины возникновения у
школьников поведения с недостатками
характера – «это фактическая безнадзорность
ребенка в семье и отсюда воздействие
на него отрицательных примеров, отсутствие
в семье единой твердой линии воспитания,
то, что обычно порождает слабохарактерность;
избалованность ребенка в семье; недостаточная
требовательность к нему; применение физических
наказаний, что приводит к возникновению
лживости, трусливости; отсутствие четкого
режима дня в семье, вызывающее у детей
беспорядочность, рассеянность, неаккуратность».
(Н. Д. Левитов. Отчего возникают недостатки
в характере школьников и как их исправлять.
М.: Издательство АПН РСФСР. 1961. с. 10).
На возникновение
недостатков характера влияет также неучет
воспитателями, возрастных особенностей
школьников. Так, неудовлетворение потребности
подростка быть или хотя бы казаться взрослым,
отношение к нему, как к ребенку, часто
приводит к появлению и закреплению
у школьников упрямства, капризности,
негативизма, грубости, а то и более серьезных
деформаций черт характера, может вызвать
крупные и продолжительные конфликты
с воспитателями, скрытую или явную войну
с ними.
Сказывается
на закреплении отрицательных черт характера
отношение к ним воспитателей и самих
учащихся. Например, родители не всегда
своевременно реагируют на появление
недостатков характера у детей. А между
тем, чем быстрее с ними начать бороться,
тем легче искоренить. В противном случае
они закрепляются в структуре личности
школьника, «врастает» в нее. Тогда для
искоренения отдельных недостатков характера
надо будет влиять на связанные с ними
другие психические качества, а то и на
всю личность. Понятно, что сделать это
бывает очень сложно.
Неблагоприятно
влияет на ребенка переоценка или недооценка
недостатков его характера воспитателем.
Так, некоторые родители склонны объяснять
чрезвычайную капризность или недисциплинированность,
невыдержанность своих детей их нервностью,
то есть известной болезненностью. Это
способствует укреплению у таких школьников
этих недостатков и появлению чувства
недозволенности. Нередко они прямо заявляют
ученикам и своим одноклассникам: «Не
троньте меня: я нервный!»
Плохо
и когда родители не обращают внимание
на повышенную возбудимость, неуравновешенность,
повышенную обидчивость или полную безучастность
ребенка, на такие симптомы, как бессонница,
головные боли, тики, неоправданная слезливость.
Тогда надо немедленно обращаться к врачу.
Нередко
бывает, что сами учащиеся неправильно
квалифицируют свои черты характера, принимая
упрямство за силу воли, грубость – за
правдолюбие и мужество, невежливость
– за прямоту, высокомерие – за гордость
и проявление чувства собственного достоинства.
Некоторые школьники, даже сознавая недостатки
своего характера, не хотят от них избавляться.
Например, что лень позволяет сохранить
жизненные силы и не надорваться, а неискренность
и своевременная расчетливость – добиться
личного преуспевания в служебной карьере.
Здесь важно помнить, что ребенок не только
объект, но, прежде всего субъект воспитания.
Поэтому важно помочь ему правильно оценить
недостатки своего характера и постараться
самому их изжить.
Недостатки
характера – это устойчивые отрицательные
формы поведения человека. Поэтому, прежде
чем говорить о недостатках характера
ребенка, надо убедиться в их устойчивости,
а не эпизодичности, вызванной переходящими
обстоятельствами. Для этого поведение
воспитанника надо пронаблюдать в другой
обстановке и в другое время. Но даже если
определенная отрицательная черта характера
явно и постоянно присуща ребенку, не следует
говорить ему об этом в категоричной форме
и все время с укоризной фиксировать на
ней внимание школьника. Лучше, например,
говорить учащемуся о повторяющихся у
него случаях проявления негативизма,
чем о наличии у данного ребенка негативизма
вообще. В противном случае можно подорвать
у школьника веру в возможность искоренения
у него этого недостатка.
Не все
индивидуальные черты выражают характер
человека, а только наиболее существенные.
В категории
привычных недостатков характера выделяют
два вида недостатков характера учащихся:
проявляющихся в работе ученика и в отношении
его к себе и другим людям.
Первый
вид: ленность, пассивность, неорганизованность
и неаккуратность, отсутствие настойчивости.
Второй
вид: эгоизм.
4. Ленность проявляется
в отсутствии желания трудиться и учиться.
По многим причинам ленность справедливо
считается крупнейшим недостатком характера
детей и взрослых. Во-первых, общество
построено на труде. Прогресс современных
стран с рыночным хозяйством невозможен
без развития свободного творческого
и высокоэффективного труда, без значительного
повышения эффективности производства.
А это требует воспитания трудолюбия с
ранних лет. Однако эта проблема не разрешена
достаточно успешно даже в передовых промышленных
странах мира, хотя трудовое воспитание
и обучение поставлено там лучше, чем у
нас.
Во-вторых,
трудовая и учебная деятельности необходимы
для психического и физического развития
человека. Недаром труд используется даже
как средство лечения. В-третьих, лишенный
трудолюбию школьник оказывается не адоптированным
к миру взрослых, к самостоятельной жизни.
В-четвертых, отсутствие у ребенка потребности
в посильном систематическом труде лишает
его радости жизни и нередко приводит
к деградации личности. Недаром издавна
говорят, что праздность – мать всех пороков.
Что является
причиной появления лени у детей и подростков?
Их несколько. Во-первых, это отрицательное
влияние окружающей среды и чрезвычайно
заботливых родителей. Писатель В. Шаламов
отметил, что система ГУЛАГа формировала
у миллионов пострадавших людей убеждение,
что труд для человека не полезен, а губителен.
А поэтому надо учиться работать халтурно,
избегать напряженных видов трудовой
деятельности. Среди других граждан, работавших
в условиях низкооплачиваемого и уравнительного
труда, к этому добавлялась малая заинтересованность
и недостаточная инициативность в вопросах
повышения производительности своей профессиональной
деятельности. Подобные взгляды еще остаются
у многих взрослых людей в нашей стране.
Они, безусловно, отрицательно влияют
на детей и подростков. Некоторые родители
стремятся всячески оградить своих школьников
от любого труда и дать им больше развлечений.
Они сами воспитывают из них лентяев. Для
преодоления тяжести труда в мире взрослых
ребенка надо приучать с малолетства к
посильным видам трудовой деятельности,
обнаруживать и развивать его природные
задатки. Требуется тактичная разъяснительная
работа и с самым ленивым ребенком. При
этом важно не уронить авторитет родителей
в глазах ребенка.
Не так
уж мало родителей, особенно среди горожан,
внушающих своим детям пренебрежительное
отношение к физическому труду. Объясняют
свое поведение стремлением подготовить
своего ребенка к «интеллигентной» профессии.
Таким родителям следует объяснить, что
физическое развитие необходимо и для
человека умственного труда. В противном
случае ребенок станет не только ленивым,
но мало работоспособным человеком.
Ленность
нередко возникает из-за избалованности
ребенка, когда родители выполняют все
его желания и капризы, не побуждают его
к целенаправленной учебной деятельности.
Многие из таких детей не умеют усидчиво
учиться, не обладают навыками самостоятельной
работы и устойчивыми учебно-познавательными
интересами.
Ребенок
может стать ленивым не только под влиянием
взглядов своих родителей на труд, но и
из-за отсутствия трудовой обстановки
в семье.
Сильным
отрицательным фактором может оказаться
для школьников бесперспективность обучения.
Они хотят получить практический результат
от учебы сегодня, а не через долгие годы.
В противном случае многие из них перестают
интересоваться учебой в школе, становятся
ленивыми учениками.
Воспитательное
воздействие на ленивых следует предпринимать
с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей. Например, у младших школьников
чаще имеем дело не с ленью, а с неорганизованностью.
В этом им надо помочь. У подростков важно
преодолеть мнение, что учеба – это деятельность
для маленьких детей и «зубрил», а также
предоставить им возможность проявить
свою взрослость на уроках в школе.
5. Понятие «пассивный»
в словаре С. И. Ожегова раскрывается как
«не проявляющий деятельности, безучастный,
безразличный к окружающей жизни», а также
«зависящий от деятельности другого, лишенный
самостоятельности». В педагогической
психологии «пассивный» обычно толкуется
как противоположный активному, активный
с отрицательным знаком. Понятие «пассивный
ребенок» у многих наших исследователей
лишено поэтому собственно позитивного
содержания.
Основные
причины пассивности школьников:
Известно,
что государственный строй и общественные
организации любой страны в значительной
степени влияют на активность и пассивность
своих граждан. Советское государство
стремилось развить активность своих
граждан, лишив их, однако,
самостоятельности: человек побуждался
к активным действиям по предписаниям
тоталитарного государства, но его инициатива
ни в коем случае не должна была выходить
за рамки этих предписаний. Это приводило,
с одной стороны, к формированию значительного
количества «агрессивно-послушных» людей,
а с другой стороны, просто пассивных.
Победа демократического строя с рыночным
хозяйством приведет к резкому сокращению
количества людей обеих указанных категорий
граждан.
В воспитании
подлинной активности и самостоятельности
подрастающего поколения существенно
поможет учет принципов христианско-религиозного
воспитания. Использовать вековой опыт
необходимо.
В отечественной
психологии проблему (об интеллектуальной
пассивности учащихся) впервые сделала
непосредственным предметом исследования
Л. С. Славина. Результаты его изложены
в ее книге «Индивидуальный подход к неуспевающим
и недисциплинированным ученикам», изданной
в 1958 году. У нее понятие «интеллектуально
пассивные дети» получает конкретность
и содержательность. Оно выражается через
следующие психологические особенности:
Содержание
понятия «интеллектуально пассивные дети»
существенно углубила Л. В. Орлова в своей
диссертационной кандидатской работе
в 1992 году. Она выделила 4 группы таких
детей (младший школьный возраст):
Проблемы интеллектуальной
пассивности учащихся касались Д. Д. Богоявленский,
Л. И. Божович, Н. С. Лейтес, М. В. Матюхина,
В. С. Юркевич и другие. Особое внимание
исследователей привлекает проблема значительного
снижения учебной активности подростков.
Ее рассматривали Н. А. Менчинская и ее
сотрудники по книге «Психологические
проблемы неуспеваемости школьников»
и другие специалисты в области психологии
обучения. Выделяются следующие причины
этого явления:
Основной
причиной интеллектуальной пассивности
у подростков часто является невозможность
проявить в учебе свою активность, самостоятельность,
взрослость. Причиной интеллектуальной
пассивности детей может быть болезнь
или переутомление. Болезнь всегда подрывает
физические и умственные силы школьника,
лишает желания чем-либо заниматься. Поэтому
вялое поведение ребенка должно серьезно
озадачить родителей и учителей, заставлять
их в первую очередь исключать возможность
заболевания. В случае обнаружения болезни
надо поставить задачу выздоровления
на первое место. Причем важно не только
вылечить ребенка, но и существенно его
укрепить, оздоровить.
Пассивность
нередко возникает из-за переутомления
школьников. Этому способствуют перегрузки
на уроках, неумение быстро готовить домашние
задания, слишком частый просмотр теле-
и видеофильмов, частое посещение гостей
и т. д. Кроме того, нередко бывают виноваты
и сами родители, которые из лучших чувств
побуждают своих детей записываться сразу
в несколько кружков. Особенно опасны
перегрузки для подростков, в организме
которых происходят серьезные изменения.
К тому же подростки часто сами переоценивают
свои силы. Отсюда усиливается опасность
физических и нервных срывов, приводящих
в дальнейшем к полной пассивности учащихся
в отношении учебы и многих других видов
деятельности. Отметим, что это нередко
случается со школьниками – подростками,
прежде бывшими активными и хорошо учившимися.
Пассивное
поведение школьников может быть связано
как с неправильным отношением родителей
к ребенку, так и с некоторыми психологическими
особенностями самого школьника. Они возникают,
во-первых, при слишком большой опеке детей
со стороны родителей. В таких семьях нередко
вырастают безучастные, вялые, унылые,
равнодушные дети, ни к чему активно не
стремящиеся. Пассивные школьники часто
бывают в состоятельных семьях, где все
за них делают старшие. Такие подростки
и юноши часто инфантильны. Наконец, пассивность
может возникнуть из-за требования безусловного
послушания родителям.
Причины
пассивности ребенка могут быть внутреннего
порядка. Одни из них обусловлены неблагоприятным
воздействием темперамента ребенка. Так,
флегматик-школьник нередко бывает инертен,
вял, малоподвижен и сонлив. Для преодоления
такого состояния школьника важно не только
его тормошить, внешне побуждать к деятельности,
но и помочь ему формировать внутренние
мотивы деятельности: интересы, убеждения,
стремления.
Способствуют
возникновению и закреплению пассивности
у детей такие черты, как застенчивость,
обидчивость и неуверенность в себе. Такие
учащиеся избегают проявлять инициативу
и активно включаться в жизнь детского
коллектива. Следует рекомендовать преодолевать
застенчивость и неуверенность в себе
школьников включением в деятельность
школьной малой группы, в выполнении общественных
поручений. Однако при этом надо соблюдать
меру, чтобы не сработал механизм сверхкомпенсации
у ребенка. Дело в том, что при воспитательных
воздействиях некоторые застенчивые люди
не только совсем утрачивают эту черту,
но становятся излишне самоуверенными,
даже нескромными и конфликтными.
Ребенок
и подросток должны научиться управлять
своей активностью, регулировать ее, а
также помогать другим школьникам вырабатывать
у себя это психологическое качество.
Называется оно организованностью. Понятия
«активный ученик» и «организованный
ученик» близки друг другу по содержанию,
но не совпадают полностью по объему. Организованный
ученик активен, но не всякий активный
ученик организован, т. е. умеет управлять
своей активностью, держать себя в руках.
6. К неорганизованным
учащимся относятся дезорганизаторы,
мало организованные, частично организованные
и заорганизованные дети. Прежде всего,
надо сказать о проявляющихся новых неформальных
лидерах в классных коллективах подростков
и старшеклассников. Активность такого
лидера рекомендуется не подавлять, а
направлять в разумные цели. Характерной
ошибкой неопытных классных руководителей
является в таких случаях резкое изменения
официального статуса такого лидера (например,
неожиданное назначение его старостой
класса) в надежде на его помощь в поддержании
порядка в классе и быстрое исправление
своего поведения. В этом случае забывается,
что именно такие активные школьники нуждаются
в воспитании и самовоспитании организованности,
умения управлять своим поведением и корректно
влиять на поведение своих товарищей.
Поэтому перевоспитание подобных школьников
начинают с привлечения к несложным видам
общественно-организационной деятельности,
постепенно ее усложняя, обучая целесообразным
приемам организаторской работы.