Русс. яз.Урок 87 3 кл УМК 21 век.ppt
Что такое имя существительное? Приведите примеры. Как узнать род имён существительных? Распредели слова в таблицу. дверь, платье, ручей, молоко, собака, погода, стул, ружьё, сирень, дочь, камень, метро, берег, дедушка, седло. М. р.Ж.р.Ср.р.
САМОПРОВЕРКА. Кто не сделал ни одной ошибки «5». 1,2 ошибки- «4». 3,4 ошибки- «3». 5 и более ошибок- «2». М.р.Ж.р.Ср.р. ручейдверьплатье стул собака молоко ка- мень погода ружьё берегсиреньседло дедушка дочь метро
Что ещё можно определить у имён существительных? Расскажи правило. Приведи примеры.
Подумай можно ли определить род имён существительных во множественном числе? НАПРИМЕР: задачи-? Задание: Найди в тексте имена сущ. И определи род и число.Работай у доски с объяснением. Каждая травинка, каждый упавший на землю лист, каждая паутинка- всё обсыпано сахарной пудрой. Молодые дубки шумят летними листьями.
Имена существительные, которые употребляются только в форме: Единственного числа. Молоко, сахар, ловкость, трусость, детвора, железо, чернота, ходьба, Москва, Волга и другие. Множественного числа. Часы,грабли,весы, ножницы, сливки, каникулы, брюки, качели, чернила, сутки, Альпы, Карпаты и другие.
Список используемых источников Русский язык: Справ. Материалы: Учеб. Пособие для учащихся / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. 4-е изд. –М.: Просвещение, с.
Конспект разработан по программе «Начальная школа XXI века».Цели урока: 1.Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа 1-го, 2-го и 3-его склонений.2.Развивать орфографическую зоркость.3. Воспитывать коммуникативные качества учащихся .Основная форма работы: групповая.
Предмет: Русский язык
Целевая аудитория: для 3 класса
Уважаемые коллеги! Автор ждёт Ваши отзывы! Оставьте своё мнение о разработке!
Всего комментариев: 2
Порядок вывода комментариев:
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
В помощь учителю
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Самостоятельная часть речи
Какая часть речи?
На какие вопросы
Мужского рода, женского рода,
Как изменяются имена существительные?
Какими членами предложения могут быть имена существительные?
Отметь крестиком слова
в единственном числе красным карандашом.
во множественном числе синим карандашом.
птиц а (ед.ч) – птиц ы (мн.ч)
дерев о (ед.ч) – деревь я (мн.ч)
пирог (ед.ч) – пирог и (мн.ч)
мед (ед.ч) — ? (мн.ч) молоко (ед.ч) — ? (мн.ч) доброта (ед.ч) — ? (мн.ч)
яблок и (мн.ч) — яблок о (ед.ч., ср.р.)
слив ы (мн.ч) — слив а (ед.ч., ж.р)
сапог и (мн.ч) — сапог (ед.ч., м.р )
нож и (мн.ч) — нож (ед.ч.,м.р)
прятк и (мн.ч) — ? (ед.ч)
сливк и (мн.ч) — ? (ед.ч)
брюк и (мн.ч) — ? (ед.ч)
1. Какое слово стоит в форме единственного числа?
2. Какое слово стоит в форме множественного числа?
3. Найди существительное, которое не употребляется в единственном числе.
4. Найди существительное, которое не употребляется во множественном числе.
5. Укажи существительное во множественном числе, которое отвечает на вопрос что?
6. Укажи существительное в единственном числе, которое отвечает на вопрос кто?
7. Укажи «лишнее» слово. А) лужи
1В, 2В, 3Г, 4Б, 5А, 6Г, 7Б, 8А .
- Ночь, площадь, ладонь, медаль, метель, фасоль
- Слайд 9В предложении имена прилагательныечаще всего являются определениями
- Слайд 8 Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам (имеют ту
- Слайд 5 Упражнение 1. Сравни текст. Определи род имён прилагательных. Подчеркни
- -а -я страна дядя 2-склонение
- Что изучали на уроке? Сколько типов склонения знаете?
- Слайд 6Упражнение 2. Запиши словосочетания. Обозначь окончания имён прилагательныхОпредели род имён
- Слайд 7Сравнисочная трава – за сочной травойродное гнездо — из родного
- Слайд 11(м. , ед. , Д. )яркие краски по сказочному
- Михаил Васильевич Ломоносов «Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны»
- Слайд 4 Сравнивысокий
- Упражнение 1. Определи падеж и склонение выделенных имён существительных
- Картофель картошка, картофельный, картошечка, картофелина
- Секрет, холод, облако, морковь,
- Упражнение 3. Спиши. Определи склонение имён существительных
- Определи падежи существительных
- Р М. р С. р М. р Ж. р И. п стран земл а я пап дяд а я стекл пол о е стол огонь печь ночь
- Доволен ли ты своей работой? Что было особенно интересным?
- Разбери предложение, укажи падежи существительных
- Попробуй определить склонение выделенных слов
- Три склонения имен существительных
- Выполнение упражнения № 2 стр. 37 1скл
- Слайд 3Словарная работаморковь,шоколад,яблоко,орех,горох, Образуй от данных имён
- Русский язык УМК 21 век 3 класс
- Склонение — это изменение имён существительных по падежам в единственном и во множественном числе
- Алгоритм И. п Ед. число Род Окончание
- Упражнение 2. Определи склонение имён существительных
- Слайд 12Упражнение 4. Спиши второй абзац текста. Обозначь окончания имён прилага-тельных, укажи
- Слайд 10Упражнение 3. Прочитай текст. Выпиши выделенные имена существительные с
- Домашнее задание Упражнение 4 страница 38
- Дополнение Презентация к уроку в 3 классе «Русский язык» (УМК XXI век) Автор
- Долгопятова Лариса Владимировна, учитель начальных классов
- Долгопятова Лариса Владимировна, учитель начальных классовМБОУ СОШ
Ночь, площадь, ладонь, медаль, метель, фасоль
3 склонение. – ж.р. с ь на конце.
Ночь, площадь, ладонь, медаль, метель, фасоль.
Упражнение № 3 стр. 37
Слайд 9В предложении имена прилагательныечаще всего являются определениями
берёзовых листочков разливается
тонкий запах.
Во множественном числе род имён прилагательных не определяется.
Слайд 8 Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам (имеют ту
же форму, что и имена существи-тельные, от которых они зависят).
интересная книга – интересными книгами интересный фильм – об интересном фильме
Слайд 5 Упражнение 1. Сравни текст. Определи род имён прилагательных. Подчеркни
имена прилагательныекак члены предложения.
Выплыло на голубое небо красное солнце. Жаворонок выпорхнул из родного гнезда и запел серебристую песенку. Заяцпробежал по росистому лугу за сочной травой.
Каким членом предложения чаще всего является имя прилагательное?
-а -я страна дядя 2-склонение
3 склонения имен существительных
Что изучали на уроке? Сколько типов склонения знаете?
Что изучали на уроке? Сколько типов склонения знаете? Какие существительные относятся к 1 скл, 2ск, 3 склКак определить склонение существительного?
Слайд 6Упражнение 2. Запиши словосочетания. Обозначь окончания имён прилагательныхОпредели род имён
спелая груша,
золотая пшеница,
соломенное кашпо,
горячее какао
Знаешь ли ты значение слова кашпо?Если нет, посмотри в словарь.
Слайд 7Сравнисочная трава – за сочной травойродное гнездо — из родного
гнездасеребристая песенка – серебристыепесенки
Могут ли прилагательные изменяться по падежам и числам?
Имя прилагательное – часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
Слайд 11(м. , ед. , Д. )яркие краски по сказочному
(мн. ч., В. п.);
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам называется склонением.
Михаил Васильевич Ломоносов «Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны»
«Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научитьсяоткрывать его тайны»
Слайд 4 Сравнивысокий
дуб волшебный сундуквысокая сосна волшебная палочкавысокое дерево волшебное слово
Слова какой части речи изменяются по родам, а какой – не изменяются?
Имена существительные по родам не изменяются, а имена прилагательные изменяются. Они имеют форму того же рода, что у имён существительных, от которых они зависят.
глубокий пруд – м. р.,глубокая река — ж. р.,глубокое озеро — ср. р.
Упражнение 1. Определи падеж и склонение выделенных имён существительных
Упражнение 1. Определи падеж и склонение выделенных имён существительных.
Образец: ведро для воды (Р.П.) – вода (ж.р., 1-е скл.)
угостил конфетой ( Т.п.) — конфета ( ж.р., 1 скл);
иду с другом (Т. п.) – друг (м.р., 2 скл);
(Р. П.) – молоко (ср.р., 2 скл);
сюрприз для мамы (Р. П.) —
мама (ж.р., 1 скл.);
встречались у площади (Р.П.) —
площадь (ж.р., 3 скл.);
растёт около реки (Р.п.) —
река (ж.р., 1 скл.);
выполнить без помощи (Р.п. —
помощь (ж.р., 3 скл.)
Картофель картошка, картофельный, картошечка, картофелина
Картофелькартошка, картофельный, картошечка, картофелина.
Секрет, холод, облако, морковь,
Секрет, холод, облако, морковь, Москва, профессия, тетрадь, болото, ученик, деревня, территория, яблоня, .
Упражнение 3. Спиши. Определи склонение имён существительных
Упражнение 3. Спиши. Определи склонение имён существительных.
в снегах – снег (2 скл.), на столах – стол (2 скл.), о мышах – мышь (3 скл.), в городах – город (2 скл.), в сёлах – село (2 скл.), в облаках – облако (2 скл.), о выставках – выставка (1 скл.)
Во множественном числе окончания имён существительных разных склонений могут совпадать. Но склонение определяют по форме именительного падежа единственного числа.
Определи падежи существительных
Задание: Определи падежи существительных.
Пробудился от сна, растет под
осиной, лежит в портфеле,
ходит по полю.
Р М. р С. р М. р Ж. р И. п стран земл а я пап дяд а я стекл пол о е стол огонь печь ночь
3 склоненияимен существительных
Тему новую опять Надо нам запоминать.Что за три склонения?На лицах удивление?!К концу урока исчезнут сомнения,И я узнаю ваше мнение!
Доволен ли ты своей работой? Что было особенно интересным?
Доволен ли ты своей работой?Что было особенно интересным?С каким настроением заканчиваем урок.
Разбери предложение, укажи падежи существительных
Задание: Разбери предложение, укажи падежи существительных.
Капельки росы сверкали на зелёной
— — — — — —
-∙ -∙ -· — ∙-· -∙
Попробуй определить склонение выделенных слов
Попробуй определить склонение выделенных слов:прогноз погоды, увидел медведя
Как определить склонение имени существительного, если оно стоит не в форме именительного падежа?
Чтобы определить склонение имени существительного в косвенном падеже, надо его поставить в начальную форму – именительный падеж единственного числа.
прогноз (чего?) погоды ( ? скл )(что?) погода (ж.р., 1-е скл.)
увидел (кого ?) медведя (? скл.) (кто ?) медведь (м. р., 2-е скл.)
Три склонения имен существительных
Три склоненияимен существительных
Выполнение упражнения № 2 стр. 37 1скл
Выполнение упражнения № 2 стр. 37 1скл. 2 скл.Капуста гнездорыба декабрьдедушка плечокастрюля ребёнокюноша бой свет солнце
Слайд 3Словарная работаморковь,шоколад,яблоко,орех,горох, Образуй от данных имён
существительных имена прилагательные.
Русский язык УМК 21 век 3 класс
Русский языкУМК 21 век 3 классУрок 87
Подготовила учитель начальных классов Морозова Л.Ш.
Склонение — это изменение имён существительных по падежам в единственном и во множественном числе
Склонение — это изменение имён существительных по падежам в единственном и во множественном числе.
Даны имена существительные в форме дательного падежа множественного числа: (радуюсь) чему ? озёрам, дорогам. Мы видим, что у этих слов одинаковые окончания (-ам). Можно ли сказать, что эти слова одного склонения?
И.п. ед. ч. озеро, дорога
Алгоритм И. п Ед. число Род Окончание
И.п Ед. число Род Окончание Склонение
Упражнение 2. Определи склонение имён существительных
Упражнение 2. Определи склонение имён существительных. Поставь их сначала в форму именительного падежа множественного числа, а потом в форму родительного падежа множественного числа. Обозначь окончания в словах.
комар , (2 скл.) – комар ы — комар ов ,
коз а , (1 скл.) — коз ы — коз ,
куст , (2 скл.) — куст ы — куст ов ,
площадь , (3 скл.) — площад и — площадей ,
лес , (2 скл.) — лес а — лес ов
Слайд 12Упражнение 4. Спиши второй абзац текста. Обозначь окончания имён прилага-тельных, укажи
их род, число, падеж. Подчеркни прилагательные как члены предложения.
В прекрасном и удивительном мире фантазии оживают герои детских книжек. Это проказник Карлсон, забавный медвежонок Винни-Пух, добрый и немножкогрустный Крокодил Гена с верным другом Чебураш-кой, очаровательная Белоснежка.
(м.р., ед.ч., П.п.)
(м.р., ед.ч., И.п.)
Слайд 10Упражнение 3. Прочитай текст. Выпиши выделенные имена существительные с
зависимыми именами прилагательными.Отметь главное слово в словосочетаниях, поставь вопросы к прилагательным. Укажирод, число, падеж прилагательных, обозначь их окончания.
в сказочном городе
(м. р. , ед. ч., П. п.);
(ж. р. , ед. ч., В. п.);
с зелёным галстуком
(м. р. , ед. ч., Т. п.);
Домашнее задание Упражнение 4 страница 38
Упражнение 4 страница 38
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Введите ваш email
Дополнение Презентация к уроку в 3 классе «Русский язык» (УМК XXI век) Автор
1. Второстепенные члены предложения могут быть связаны с главными — подлежащим и сказуемым – и друг с другом. 2. Второстепенные члены предложения могут быть связаны только с главными членами предложения. Определите истинное высказывание
1. Обстоятельство обозначает как, когда, где, по какой причине, с какой целью совершается действие. 2. Обстоятельство обозначает признак предмета. Определите истинное высказывание
1. Определение отвечает на вопросы: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? 2. Определение отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи? Определите истинное высказывание
1. Обстоятельство подчеркивается 2. Определение подчеркивается Определите истинное высказывание
Второстепенные члены предложения Обстоятельство Дополнение Определение
1. Что обозначает дополнение ? 2. На какие вопросы оно отвечает? 3. Как подчеркивается дополнение в предложении? 4. С каким членом предложения оно связано? Дополнение
1.Кого увидел Коля в зоопарке? 2.К кому приехала в гости Ира? 3.Чем едят суп? 4.Чего много в лесу? Ответьте на вопросы и найдите дополнения в предложениях.
Разбор слова по составу 1. Прочитай слово 2. Измени форму слова 3. Найди и выдели окончание 4. Выдели основу слова 5. Подбери родственные слова 6. Найди и выдели корень 7. Найди и выдели приставку 8. Найди и выдели суффикс.
1. Что узнали нового на уроке? 2. Покажите хлопками, как вы усвоили новый материал. 3. Что повторили и «освежили» в памяти? Ответьте на вопросы:
А Упр. 4 (по заданию) Б Упр. 4 (по заданию) и составить предложения со словами из упражнения. С Упр. 4 (по заданию) и составить свои предложения, употребив дополнения. Домашнее задание.
Долгопятова Лариса Владимировна, учитель начальных классов
Автор : Долгопятова Лариса Владимировна, учитель начальных классовМБОУ СОШ №12города Белая Калитва , Ростовской области2017